Научно - исследовательская работа "плесень - это тоже гриб". Проект на тему "плесень" Плесень вред или польза исследовательская работа

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Кузнецова
с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области

I ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ: естественно-научное
ПРЕДМЕТ: биология

ТЕМА: «Загадочная плесень»

с.Курумоч 2013 г.
Содержание.
Введение. стр.3

Глава I. Загадочная плесень.. стр.5

§2. Представители плесневых грибов.

Глава II. Изучение условий роста и развития плесневых грибов...... стр.11
Исследование плесени, выращенной на хлебе под микроскопом. Сравнение её с микропрепаратом листа камелии.
Исследование условий для роста и развития плесневых грибов.
Исследование особенностей роста и развития плесневых грибов на разных продуктах.
Сравнение плесневых грибов, выращенных на различных продуктах.

Заключение стр.14
Список используемой литературы..стр.15
Приложения.стр.16

Введение
Однажды я открыл хлебницу и увидел, что хлеб покрылся серо-зелёной плесенью. Позже я увидел плесень на лимоне и внутри разрезанной ножом луковицы, а другая «чёрная» плесень появилась у нас в ванной комнате. Мне стало интересно узнать, что такое плесень, какая она бывает и при каких условиях она развивается. Так же по телевидению я посмотрел фильм «Плесень». В фильме я услышал, что плесень образуется плесневыми грибами. Я много раз видел грибы и собирал их в лесу, но плесень на них совсем не похожа. Поэтому я решил больше узнать о плесни и попытаться опытным путём определить, является ли она грибом.
Многие учёные занимаются изучением плесени, её полезных и вредных качеств. Эта тема актуальна для большинства людей, в том числе для меня. Приносит ли плесень вред, можно ли употреблять в пищу заплесневевшие продукты и какие условия надо создать, чтобы в доме не распространялась плесень – эти вопросы я исследовал в своей работе.
Объект исследования: продукты, на которых развивается плесень. Предмет исследования: плесневые грибы.
Гипотеза: плесень относится к царству грибов, она играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека.
Цель работы: изучить особенности строения и жизнедеятельности плесени.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить информацию о том, что такое плесень
2. Получить новые знания в процессе выполнения работы
3. Исследовать причины появления плесени на продуктах питания
4. Попытаться «вырастить» плесень на продуктах питания
5. Распространить полученные знания
Методы исследования:
Обзор литературы;
Наблюдения;
Проведение эксперимента;
Сравнительный анализ.
Теоретической значимостью данной исследовательской работы является то, что она содержит дополнительный материал о плесневых грибах, их полезных и вредных свойствах.
Практическое значение работы заключается в подготовке сообщения и презентации для учеников 5-х классов о плесневых грибах, которое можно использовать на уроках биологии.

Глава I. Загадочная плесень.
«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень».
Фрагмент из документального фильма «Плесень»

§1. Плесень – особое царство живой природы.
Живая природа делится на царства: растения, животные, бактерии и грибы. (см. Приложения. Схема1)
Наука, изучающая грибы, называется микология, от греческого «микос» «гриб» и «логос» «учение», «мысль».
Грибы - обширная группа организмов, которая насчитывает около 120 тысяч видов. Грибы разнообразны по внешнему виду и местам обитания. Однако у них есть и общие черты. По строению клетки грибы приближаются к животным (оболочка содержит хитин), а по способу питания – к растениям. Так же как и растения, грибы не заглатывают твёрдую пищу, а всасывают питательные вещества, они способны к неограниченному росту и ведут прикреплённый образ жизни. В отличие от растений, грибы лишены хлорофилла, и поэтому требуют для питания готовое органическое вещество, что роднит их с животными. (см. Приложения. Таблица1)
Основой тела гриба является мицелий или грибница, состоящая из тонких ветвящихся нитей - гифов.
Условно грибы можно разделить на классы в зависимости от строения мицелия и способа размножения на низшие, сумчатые, высшие и
несовершенные. (см. Приложения. Схема 2)
Плесень тоже состоит из мицелия и ветвящихся гифов, поэтому она также относится к царству грибов. Плесневые грибки – низшие и несовершенные грибы. Плесень (плесневые грибки) – это микроорганизмы, которые можно увидеть лишь под микроскопом. Невооружённым глазом видно лишь единую массу. Плесень состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие чёрные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для других растений: помогают ей закрепиться на одном месте, всасывают питательные вещества, необходимые для её роста.
В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение плесени: «Плесень – это образуемые особыми грибами налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром».
В «Советском энциклопедическом словаре» плесень описывается как «налет на продуктах питания, растительных остатках и других органических субстратах, то есть подстилках, предметах или веществах, служащих питательной средой для микроорганизмов. Налёты образуются так называемыми плесневыми грибами».

§3. Условия появления и развития плесени.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).
Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени – температура + 20 С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.
Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и неэффективной вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги, и т.д.
Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.
Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не «живёт активной жизнью», но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает образовывать споры. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры +100 С0 в течение 1-2 часов.

§4. Значение плесневых грибов.
В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии, вокруг пятен плесени, погибли все колонии золотистого стафилококка. Учёный был по-настоящему удивлён, поскольку на его памяти не было ни одного случая гибели стафилококков под действием других микроорганизмов, и уж тем более растворения их колоний. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии, и пришёл к выводу, что «гриб продуцирует антибактериальное вещество, которое поражает одни микробы, а не другие». Флеминг назвал это вещество пенициллином в честь чудодейственного гриба.
Грибки и плесень могут приносить людям немалую пользу. Португальские учёные с их помощью надеются избавить человечество от мусора и отходов.
Сотрудники Технологического института химии и биологии выделили пять сотен видов грибов, способных поглощать самые трудноперевариваемые вещества. Более того, в результате процесса уничтожения отходов возникают полезные вещества, используемые в фармацевтической промышленности.
Существует и съедобная плесень. При изготовлении знаменитых сыров «Рокфор», «Камамбер» используют так называемую «благородную плесень».

Учёные долго считали, что плесень абсолютно безвредна
Обычно к плесени относятся пренебрежительно. Люди часто срезают поражённый участок хлебной корки, снимают белёсую верхнюю пенку с варенья и спокойно съедают то, что осталось, даже не подозревая о том, насколько это опасно.
Заплесневелый объект, не надо ворошить, лучше аккуратно закрыть чем-нибудь и выбросить. Самое главное при этом - не надышаться споровым материалом. Если лишь часть фруктов поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь фрукт. Нельзя есть заплесневелые продукты, избавляясь предварительно от видимой части плесени. И нельзя жить в доме, где растёт плесень.
При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая вырабатывает сильнейший афлатоксин. Жёлтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).
«Безобидная» плесень на поверхности варенья – настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.
Плесень может воздействовать практически на любой материал. Она легко разрушает лакокрасочные покрытия, выкрашивает кирпич, цемент и бетон (поражённая грибком бетонная плита рассыпается буквально за пару лет). Плесень уничтожает книги, т.к. условия их хранения зачастую соответствуют оптимальным для её развития.
На основе полученных знаний были созданы правила:
нельзя употреблять в пищу продукты зар
·ажённые плесенью, их надо уничтожать;
чтобы продукты не покрывались плесенью их надо хранить с доступом кислорода и непродолжительный срок;
чтобы в помещениях не образовывалась плесень, нужно их проветривать и не допускать повышенной влажности.

Глава II. Изучение условий роста и развития плесневых грибов
Время проведения наблюдений и исследований: ноябрь 2013 гг.
Объект наблюдений и исследований: плесени, выращенные на различных продуктах.
Опыт 1. Исследование образца плесени с помощью микроскопа.
В ходе исследовательской работы я проверял гипотезу: «плесень образована плесневыми грибами».
Для этого рассмотрел образец плесени, выращенной на хлебе, с помощью лупы. Я не увидел у плесени характерных для грибов шляпки и ножки. Но я знаю, что у всех грибов есть грибница, а клетки грибов не содержат хлорофилл. Лупа не даёт возможности более точного рассматривания образца. Учитель биологии предложила мне рассмотреть плесень под микроскопом и сравнить клетки плесени с готовым микропрепаратом листа камелии.
Я взял предметное стекло, пипеткой капнул на него воду, осторожно с помощью препаровальной иглы отделил немного плесени и положил её на стекло. Стал смотреть в микроскоп. Я увидел бесцветное пространство и множество волокон. «Это грибница», объяснила мне учитель.
Значит, плесень действительно образована плесневыми грибами. Только грибы имеют грибницу. Так подтвердилась гипотеза. С помощью грибницы гриб получает питательные вещества. Также в объектив микроскопа было видно множество кружков, похожих на шарики, в них образуются споры, которыми размножаются грибы. Цвет шариков был светло коричневый.
Затем я рассмотрел под микроскопом лист камелии. Он очень отличался от грибных клеток по строению и по цвету. В растительных клетках были чётко видны зелёные хлоропласты. Это окончательно убедило меня в том, что плесень - это гриб. (см. Приложения. Схема 3)
Опыт 2. Выявление оптимальных условий для выращивания плесени.
Для проведения эксперимента были взяты два образца пшеничного хлеба. Один образец находился на блюдце в кухне, а другой сбрызнут водой, помещён в полиэтиленовый пакет и размещён недалеко от батареи. За образцами я наблюдал несколько дней. Результаты своих наблюдений я оформил в таблицу. (см. Приложения. Таблица3)
Результаты наблюдений: хлеб на блюдце зачерствел, а хлеб, помещённый в пакет, покрылся плесенью, которая разрасталась.
Выводы:
Для благоприятного произрастания плесневых грибов необходимы определённые условия.
Такими благоприятными условиями являются повышенная влажность, отсутствие прямого доступа кислорода и умеренное тепло.

Опыт 3. Исследование особенностей роста и развития плесневых грибов на разных продуктах.
Как будут расти плесневые грибы на разных продуктах? Для этого поместил различные продукты в оптимальные для роста плесневых грибов условия. Результаты своих наблюдений я оформил в таблицу. (см. Приложения. Таблица4)
Результаты наблюдений:
На всех продуктах, помещенных в благоприятные для развития плесневых грибов условия, появилась плесень.
На различных продуктах плесень появилась в разное время. Раньше всех плесень появилась на пшеничном хлебе и яблоке, а позже всех на лимоне.
На различных продуктах плесень имела различный цвет. На хлебе и яблоке плесень была зеленоватого цвета, а на луке серо-голубоватого цвета.
На одном и том же продукте (лимоне) появились две плесени: серо-голубоватого цвета и чёрного цвета.
Плесень вызвала гниение некоторых образцов, сопровождающееся неприятным запахом. Сгнили яблоко и лук.
Наблюдая плесень, я пришёл к выводу, что на испытуемых продуктах выросли разные плесневые грибы. Я захотел убедиться в этом и рассмотрел образцы под микроскопом.
Опыт 4. Сравнение плесневых грибов, выращенных на различных продуктах.
Образцы плесени, выращенной на разных продуктах рассмотрел под микроскопом. Результаты наблюдений оформил в виде таблицы. (См. Приложения. Таблица5)
Исходя из результатов, сделал следующие выводы:
На испытуемых продуктах выросли разные плесневые грибы.
На пшеничном и ржаном хлебе, яблоке плесень образовал плесневый гриб мукор, относящийся к классу низших грибов.
На луке плесень образовал плесневый гриб пеницилл, относящийся к классу несовершенных грибов.
На лимоне выросли две различные плесени: голубовато-серая, образованная грибом пеницилл и «чёрная» плесень, которую образовал гриб аспергилл. Они относятся к классу несовершенных грибов.

В результате практической работы я подтвердил гипотезу, что плесень образована плесневыми грибами. Мне удалось вырастить плесневые грибы на разных продуктах. Я на практике выявил наиболее благоприятные условия существования плесневых грибов (влажность, тепло, отсутствие прямого доступа кислорода).
Заключение
В ходе данной исследовательской работы, задачи, поставленные в её начале, были выполнены:
Изучена информация о том, что такое плесень
Выявлены причины появления плесени на продуктах питания
«Выращены» плесневые грибы на различных продуктах питания
Кроме этого я освоил способы приготовления микропрепаратов, усовершенствовал навыки работы с микроскопом, получил много новых знаний о загадочной плесени и о том, как с ней бороться.
В работе удалось достичь поставленной цели – изучить особенности строения и жизнедеятельности плесени. Опытным путём установлено, что наиболее оптимальными условиями для развития плесневых грибов являются повышенная влажность, температура 20-30 С0, недостаток света, отсутствие прямого доступа кислорода.
Полученными знаниями я поделился с одноклассниками. Для повышения интереса к своей работе, создал копилку интересных фактов, в которую вошли интересные сведения по теме исследования (см. Приложения).

Список используемой литературы

Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. «Обо всём живом». 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.:Баллас, 2012.
Мир растений. В 7 т./ Т.2. Грибы./ Под ред. В. М. Горленко.- М.: Просвещение,1991.
Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы. В 2 т. Т.1./ Под ред. Т. И. Максимовой.- М.: Эксмо, 2008 .
Ожегов С. И. Словарь русского языка./ Под ред. Н. Ю. Шведовой.- М.: Русский язык, 1990.
Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия,1979.
Что такое. Кто такой: В 3 Т./ Т.1 - М.: Педагогика - Пресс, 1998 .
Энциклопедия для детей. Т. 2 Биология./ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта +, 2002.

Приложения

Схема 2

Схема 3
Сравнение плесени и растения (лист камелии) под микроскопом
Микропрепарат листа камелии Препарат плесени

Таблица 1
Сходство грибов с растениями
Сходство грибов с животными

Способ питания.
Строение клетки

Способность к неограниченному росту.
Питаются готовыми органическими веществами.

Прикреплённый образ жизни.

Таблица 2
Сравнительная таблица низших и несовершенных грибов

Область сравнения
Низшие грибы
Несовершенные грибы

Название представителей класса
Мукор
Пеницилл
Аспергилл

Внешний вид на субстрате

Строение мицелия
Одноклеточный мицелий
Состоят из развитого ветвящегося мицелия, состоящего из многочисленных клеток

Размножение
Спорами бесполым и половым путём
Спорами только бесполым путём

Место обитания

Почва, различные пищевые продукты и другие субстраты
Почва, цитрусовые, луковичные растения, ягоды, клубни картофеля, овощи, злаки, различные продукты

Таблица 3
Наблюдения за образцами хлеба, помещённого в разные среды

Дата
Хлеб на блюдце
Хлеб в пакете

20.11.2013.
Начало наблюдений
Начало наблюдений

21.11.2013
Хлеб стал черстветь по краям и сверху
Хлеб мягкий и влажный

22.11.2013
Хлеб зачерствел сильнее и уменьшился в размере
Хлеб мягкий и влажный

23.11.2013
Хлеб полностью зачерствел и стал сухарём
Хлеб мягкий и влажный

24.11.2013
Без изменений
Хлеб мягкий, в некоторых местах появилась плесень, вызванная ростом плесневых грибов.

25.11.2013
Без изменений
Зоны поражения плесенью увеличились. Конец опыта.

Таблица 4
Наблюдения за ростом плесневых грибов на различных продуктах
Дата
Наблюдение плесени на различных продуктах

пшенич-ный
ржаной

20.11
начало наблюдений
начало наблюдений
начало наблюдений
начало наблюдений
начало наблюдений

21.11
без изменений
без изменений
без изменений
появился коричневый налёт
без изменений

22.11
появился белый налёт
без изменений
без изменений
налёт стал разрастаться
без изменений

23.11
появилась плесень зеленовато- сероватого цвета
появился белый налёт
без изменений
налёт стал больше, появилась слизь
появился коричневый налёт

24.11
плесень увеличилась

появились следы плесени серо-голубого цвета
появилась плесень зеленоватого цвета
появилась плесень зеленого цвета

25.11

плесень увеличилась
плесень серо-голубоватого цвета разрасталась
плесень увеличилась, появился неприятный запах
плесень увеличилась

26.11
плесень почти полностью покрыла образец
плесень увеличилась ещё больше
рядом с серо-голубоватой плесенью появилась чёрная плесень
плесень увеличилась ещё больше, неприятный запах усилился
плесень увеличилась ещё больше, появился неприятный запах

27.11

плесень увеличилась ещё больше
обе плесени разрастаются, появился неприятный запах
образец полностью сгнил
образец начал гнить

28.11
без изменений
плесень увеличилась ещё больше
обе плесени разрастают-ся, неприятный запах усилился
препарат уничтожен
образец полностью сгнил

29.11
без изменений
плесень полностью покрыла образец
препарат уничтожен

препарат уничтожен

30.11
препарат уничтожен
препарат уничтожен

Таблица 5
Таблица сравнения различных плесневых грибов
Название продукта
Цвет плесени
Внешний вид
Вид в микроскоп
Название гриба, образующего плесень

Хлеб пшенич-ный
серо-зеленова-тый

Хлеб ржаной
серо-зеленова-тый

Лимон
серо-голубова-тый

пеницилл

чёрный

аспергилл

Яблоко
серо-зеленова-тый

Лук
серо-голубова-тый

пеницилл

Копилка интересных фактов
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад.
Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была жёлтая плесень, выделяющая афлатоксин. Афлатоксин вызывает тяжёлые пневмонии и рак печени.
Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят жёлтым рисом. Он весь заражён афлатоксином.
В старину избу, заражённую белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
Плесени используют в сыроварении, что придает сыру особый запах и аромат.
Плесневые грибы используют при изготовлении спирта, соевых соусов, для осветления фруктовых соков, в производстве некоторых витаминов.
Плесени являются причиной аллергических реакций у человека.
Известна порча плесневыми грибами книг, картин, некоторых произведений искусства.
Существуют плесневые грибы способные разрушить древесные постройки и бетонные перегородки домов.
В 19 веке домовой гриб уничтожил множество древесных построек в Германии, Швеции, Франции, Бельгии.
В лесах тропической Америки живут самые крупные муравьи – листогрызы. Из плесневых грибов они разводят «грибные сады», чтобы питаться специальными вздутиями на мицелии гриба.
На острове Шри-Ланка разведением «грибных садов» занимаются термиты, которые грибами выкармливают личинок.
В Норвегии и США был обнаружен гриб, который выделяет вещество предотвращающее отторжение трансплантированных органов.
В 1942 году в Индии один из плесневых несовершенных грибов уничтожил посевы риса, из-за чего возник страшный голод, унёсший 2 миллиона жизней.
Поваленное грозой дерево микроскопические грибы превратят в плодородную почву через 50 – 100 лет.

13PAGE \* MERGEFORMAT14115

Живая природа

бактерии

растения

животные

Низшие (3 класса)

Сумчатые

Несовершенные

Рисунок 2Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0135.jpgРисунок 1Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0176.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\НОУ Ваня\МАЛЫШКИН В (F)\IMG_0175.jpgЗаголовок 115

д. Андреевская, 2013 год

1. Обоснование выбранной темы ……………………………………………3

2. Исследование ……………………………………………………………... 4

2.1 Создание условий для роста плесневых грибов………………….. 4

2.2 Значение плесневых грибов для человека ……………………… 9

3. Заключение ……………………………………………………………… 11

Список литературы ………………………………………………………... 12

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Однажды мы с мамой накрывали стол к обеду, и на хлебе я увидел налёт серо-зелёного цвета. Мама такой хлеб кушать запретила, назвала это плесенью. И мне стало интересно, а что это такое – плесень? Как и отчего она появляется, вредна или полезна она для человека?

Из словаря я узнал, что плесень – это грибы.

С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Но окружающие нас деревья, цветы, животные бывают настолько разными. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т. е. нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Покрылась сероватым налетом (плесенью) корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении что-то зеленоватое и неприятное, испортилась ягода – все это работа грибов.

Я поставил перед собой цель – узнать о плесени как можно больше и вырастить её в домашних условиях.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ

Вначале работы над проектом мною был проведен опрос среди одноклассников по теме «Плесень»

1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?

В продуктах питания 55%

В подъезде – 18 %

На даче в доме – 22%

Я её не замечал(а) – 5%

2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?

Выброшу весь продукт – 40%

Срежу заплесневелую часть, остальной съем – 23%

Когда как, не задумывался(лась) над этим – 37%

3.Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?

Вызывает пищевое отравление – 75%

Никакого вреда – 11%

Выводы по итогам опроса:

Плесень встречается в жизни человека достаточно часто. Она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей. Я считаю, что нужно больше рассказывать людям о вреде плесени, просвещать их. Но, прежде чем это делать, я сама должна изучить биологию плесени. Это поможет мне расширить свой кругозор, узнать что-то новое.

2.1 Создание условий для роста плесневых грибов

Из энциклопедии «Я познаю мир. Экология» я узнал, что плесень – это микроскопические растения, но в отличие от зеленых растений плесень поглощает органическую пищу. Но кроме питательной среды наибольшее значение для роста плесневых грибов имеют влажность и температура.

Чтобы узнать условия развития плесневых грибов я поставил опыт.

Взял два кусочка белого хлеба без корки и 2 контейнера. На один кусок хлеба я нанес немного сырой земли и поместил в контейнер. А в другой контейнер я поместил чистый кусочек хлеба. Затем плотно закрыл крышки на контейнерах и поставил на солнечное место.

В течение нескольких дней я наблюдал за тем, что происходило в контейнерах. Через 3 дня на кусочке хлеба с землей образовалась плесень.

Что же произошло? Плесень любит тепло (контейнеры были установлены на солнце) и влагу (плотно закрыв крышки, я задержал в контейнере влажность). Оказывается, еще и грязь действует как «клей» и ловит споры плесени. Поэтому на чистом куске хлеба незначительный серо-зеленый налет появился позже, только на 8 день.

Начало эксперимента

https://pandia.ru/text/78/483/images/image004_40.jpg" width="418" height="392">

На 8-й день эксперимента

(заключительный)

Результаты своих наблюдений я занес в таблицу

Число

Изменение состояния

1 контейнер (чистый хлеб)

2 контейнер (хлеб с землей)

Закладка опыта

Закладка опыта

Без изменений

Появился серый налет

Без изменений

Кусок хлеба почти весь покрылся серо-зеленым налетом

Появился серо-зеленый налет

Весь кусок покрыт бархатистым серо-зеленым налетом


2.2 Значение плесневых грибов для человека

Многие грибы вредны для человека. Так, плесени вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Но некоторые свойства грибов полезны для человека. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов, но и вырабатывают нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба. А еще грибы используют в сыроварении. Есть даже специальные сыры с плесенью.

Антибиотик" href="/text/category/antibiotik/" rel="bookmark">антибиотики (от греч. anti - - против и biоs - жизнь).

Из энциклопедии «Я познаю мир. Медицина» я узнал, что антибиотики – это органические вещества, которые образуются живыми организмами и способны подавлять развитие микроорганизмов и задерживать рост опухолевых клеток.

Особый интерес у меня вызвал плесневый гриб под названием пеницилл. Это плесневый гриб, который образует налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Такие грибы участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. В 1928 г. сэр Александр Флеминг обнаружил, что плесень Penicillium notatum уничтожает вредные бактерии. В настоящее время это антибиотик пенициллин. Он очень широко применяется для лечения многих инфекционных заболеваний.

https://pandia.ru/text/78/483/images/image011_15.jpg" alt="пенициллин" align="left" width="360 height=360" height="360">
Практическая часть

Я хочу рассказать о проведенных опытах.

Опыт 1

Условия появления плесени на кусочке хлеба.

Описание опыта: взял 2 кусочка свежего белого хлеба. Положил 1 кусочек (образец 1) на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, накрыл его другой тарелкой. Другой кусочек хлеба (образец 2) - без упаковки на тарелку. Оба образца я поставил в теплое светлое место.

Прошло 7 дней.

Результат: Образец 2 высох и превратился в сухарь, плесень не появилась. На образце 1 через несколько дней появился белый пушок, состоящий из тонких нитей (мукора).

Вывод: плесень на продуктах появляется в условиях повышенной влажности и при температуре от +20С.

Опыт 2

Строение плесени

Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, стакан с водой.

Описание опыта: для изучения строения плесени я взял образцы плесени на разных продуктах: плесень на кочерыжке капусты, плесень из банки с солеными огурцами, плесень на коробке из-под сока. Внимательно рассмотрел состав данных образцов под микроскопом. Сделал фотоснимки.

Результат: по фотоснимкам я могу сравнить строение плесени на разных продуктах. (Приложение 2)

Вывод: несмотря на то, что плесень образуется на разных продуктах, по своему строению она одинакова. Грибница плесневого гриба состоит из тонких бесцветных нитей. Многочисленные нити (гиф) - это одна сильно разросшаяся клетка.

Опыт 3

Плесень – живое существо

Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, стакан с водой, вата.

Описание опыта: для выяснения моего предположения, что плесень - живое существо, я исследовал плесень (образец 1) и вату (образец 2). Рассмотрел оба образца под микроскопом. (Приложение 3)

Результат: по фотоснимкам я могу сравнить строение плесени и ваты, выявить, что плесень – относится к грибам, а значит она - живое существо.

Вывод: плесень имеет такое же строение, как и большинство грибов (выводы по опыту 2), она состоит из клеток. Это признак живого существа. Внешнее строение ваты сходно с плесенью (состоит из нитей), но клеток не наблюдается, нити сплошные. Вата – неживое тело.

Проведя работу по изучению плесневых грибов, я пришел к следующим выводам:

В мире имеется большое количество различной информации о плесневых грибах; Плесневые грибы живут везде и являются живыми существами. Плесневые грибы не только наши враги, но и наши друзья, так как они играют великую роль в круговороте веществ в биосфере ; И все - таки остается еще много загадок о плесени – живом существе из царства грибов.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Образец плесени из коробки сока Образец плесени с огурца

Образец плесени с капусты

Все образцы имеют мицелий, на последней фотографии видны ещё плодовые тела.

Приложение 3

Мицелий плесени состоит из клеток

Ватная нить едина, нет деления на клетки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате моего исследования я пришел к выводу, что плесень может быть как полезна, так и вредна для человека. На опыте я убедился, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.

Плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. В начале ХХ в. ученые случайно обнаружили, что болезнетворные бактерии погибают в присутствии зелёной плесени - пеницилла. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин - стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.

Также я узнал, что серая плесень – это гриб мукор, а зеленая – пеницилл. Теперь я заинтересовался, на каких продуктах можно вырастить мукор, а на каких пеницилл. Но это уже будет в моей следующей исследовательской работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: АСТ ЛТД ». - 1997г.

2. Буянов. Н. Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

3. Плешаков страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.

4. Документальный фильм «Плесень» http://www. /watch? v=1lgAzVOEnUM

5. Сайт интернета *****

6. http://images. *****/yandsearch? p=2&text=%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C&icolor=&itype=&iorient=&isize=&type=&site=&wp=&recent=&rpt=image

Номинация

«Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

Горшнёв Глеб Константинович, 9 лет

Тюменская область, Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»,

3 «Д» класс

Научный руководитель:

Бородулина Елена Романовна, учитель начальных классов,

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Заводоуковск 2012

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

Горшнёв Глеб Константинович

9 лет, ученик 3д класс

Россия, г. Заводоуковск, Тюменская область, МАОУ «СОШ № 2»

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Лист

    Краткая аннотация____ ______________________________________ стр.

    Аннотация _________________________________________________ стр.

    План исследования__________________________________________ стр.

    Обоснование проекта ________________________________________ стр.

    Теоретическая часть:

    1. Интересные факты о плесени ___________________________ стр.

      Полезные свойства плесени _______________________________ стр.

    Практическая часть _______________________________________ стр.

    1. Мои домашние опыты _______________________________ стр.

    Заключение_________________________________________________ стр.

    Литература _________________________________________________ стр.

    Приложение_______________________________________________

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Горшнёв Глеб Константинович, 9 лет, 3д класс

В работе представлена информация о происхождении плесени, её характеристика.

В практической части даётся описание роста плесени на основе исследования.

См. приложение № 1.

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    АННОТАЦИЯ

Горшнёв Глеб Константинович, 9 лет, 3класс

Россия, г.Заводоуковск, Тюменская область, МАОУ «СОШ № 2»

Работа посвящена изучению плесени.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выяснить, что такое плесень?

Я поставил перед собой задачи:

?

ГИПОТЕЗА:

Предположим, что плесень – это растение

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    изучить теоретический материал по данной теме, используя различные источники (книги, журналы, интернет).

    изучить, какую пользу и вред плесень приносят людям.

    практически пронаблюдать,как растет плесень в домашних условиях.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

Ответы на вопросы анкеты.

Работа с научной, художественной литературой и Интернет-ресурсами, посмотрел фильм о плесени.

Практическое исследование

В ходе работы над проектом я узнал, что такое плесень. Пронаблюдал за появлением ростом плесени. Теперь я могу рассказать о плесени моим друзьям.

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

3. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить, что такое плесень.

октябрь 2012г.

Собрать информацию о плесени.

а) Узнать, что собой представляет плесень?

б) Какой вред или пользу она приносит людям ?

сентябрь-октябрь 2012г.

Наблюдение и исследование плесени.

октябрь-декабрь 2012г.

    ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Я выбрал именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в жизни плесень и насколько она важна в природе.

Я видел плесень много раз, но не знал от куда она берется.

Я задумался, а как она появляется? Какую пользу или вред она приносит людям? Мне стало интересно.И я решил заняться её исследованием.

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    Теоретическая часть:

Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Это бытовое, а не научное понятие. Если говорить, что плесень – это грибы, то и питается она, всасывая вещества из окружающей среды всем телом, грибницей, которая состоит из сильно разветвленных нитей.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.

Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.

Чем опасна плесень?

Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.

Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной. Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.

5.1. Интересные факты о плесени:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения см. приложение №2.

2) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

3) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает ракомпечени, они умирают, не дожив и до 40 лет.

5.2 Полезная плесень

Но существует съедобная и полезная плесень.

Такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, рокфор обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени. См. приложение №3

В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней.

Науке понадобилось насколько столетий, чтобы убедиться в том, что плесень не нарушает гармонию системы, а напротив она подает сигнал о нарушении, а расшифровать его – это уже задача человека.

Сегодня наука подошла близко к разгадке многих тайн плесени, но плесень продолжает преподносить все новые и новые сюрпризы.

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    Практическая часть

    1. Мои домашние опыты

см. приложение №4

Опыт 1

Я взял подмороженный помидоры маленького размера выращенные летом на балконе.

Положил на тарелку.

1 неделя

Помидор помялся, не пахнет, мошек нет.

2 неделя

Появился кислый запах и мошки.

3 неделя

Появились черные точки в одном месте похожие на плесень.

4-5 неделя

Постепенно помидор зарос плесенью, она распространилась с большой скоростью.

Вывод: После появления плесень растет быстро.

Опыт 2

См. приложение№5

Я взял хлеб несколько кусочков,:
1-й день:
Одну часть кусочков увлажнил водой, затем хлеб положил в пакеты и убрал в шкаф. И принялся ждать.
2-й и 3-й день:
Ни чего не произошло..
4-й день:
Хлеб увлажненный начал покрываться плесенью, а в сухом пакете хлеб только не много подсох

В конце моего исследования я смог ответить на свой вопрос. Ответ: плесень быстрее появляется во влажной и теплой среде.

Опыт 3

См. приложение №6

Я взял молочные продукты:
1. Сметана (производитель «Золотые луга»
2.Голландский сыр(производитель неизвестен)
1-й день:
Я взял немного от каждого продукта, и положил в пластиковый контейнер в тёплое влажное место. И принялся ждать.
2-й день:
Появился специфический запах. И завелись мошки..
3-й день:
Запах усилился. Мошек стало больше. На сыре появился светло-зеленый оттенок.
4-й день:
Сыр начал покрываться плесенью.

5-й день:
Сыр покрылся плесенью. На сметане начал появляться светло-зеленый оттенок.
6-й день:
Сметана начала покрываться плесенью.
В конце моего исследования я смог ответить на свой вопрос. Ответ: сыр быстрее покрывается плесенью, чем сметана.

Заключение

Плесень всеядна, вездесуща, но страшнее всего то, что она редко бросается в глаза. В чистой комнате в каждом кубометре воздуха находится примерно до 500 спор грибов. Когда человек дышит, он вместе с воздухом вдыхает и споры грибов. Более крупные споры способны вызывать аллергию, а мелкие – легочные заболевания. Грибок, живущий внутри человека, в условиях иммунной недостаточности активизируется, начинает размножаться и может вызвать смертельные формы заболеваний. На детских площадках, на пешеходных тротуарах вдоль магистралей содержание грибов всегда превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз.
Делая этот проект, я много нового узнал о плесени и плесневых грибах. В частности я узнал, что плесень используется для изготовлении сыра, вин. Мне было интересно наблюдать, как растет и изменяется плесень день за днем. И много ещё для себя полезного и интересного. Думаю, что в дальнейшем, если я узнаю, что ученые открыли в изучении плесени что-то новое, меня это заинтересует, хотя раньше бы не заинтересовало.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

Смоленского района Алтайского края

Районный конкурс исследовательских работ

«Шаг в будущее»

Плесень – это тоже гриб

Исследовательская работа

Выполнила:

Жаренкова Виктория,

ученица 5В класса

МБОУ «Смоленская СОШ №2»

Руководитель работы:

Плотникова Анна Викторовна,

учитель географии и биологии

МБОУ «Смоленская СОШ №2»

с.Смоленское

2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основная часть...............................................................................................5

1.1.Что такое плесень?………………………………………………………........5

1.2. Польза или вред от плесени?......................................................................5

2. Практическая часть........................................................................................8

2.1. Условия возникновения плесени.................................................................6

Заключение………………………………………………………………………...9

Список источников и литературы……………………………………………….10

Приложения…………………………………………………………………….....11

Введение

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и, вместе с тем, покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Интерес к теме возник, когда я вдруг обнаружила, что хлеб в полиэтиленовом пакете на кухне покрылся зелёным налётом. Мама сказала, что хлеб покрылся плесенью. Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет? Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я посмотрела на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало, и в голове возникло очень много вопросов. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу и какой вред приносит она?».

Актуальность: Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок. Она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Объект исследования: плесень на кусочке хлеба.

Предмет исследования: условия появления плесени.

Цель исследования: изучить условия возникновения плесени.

Задачи:

1. Изучить что такое плесень;

2. Узнать какую пользу или вред приносит плесень человеку.

3. Выяснить условия появления плесени.

Гипотеза:

влажность воздуха и тепло - являются главными условиями развития плесневых грибов.

Методы исследования:

    изучение литературы, интернет ресурсов;

    наблюдение;

    фотографирование;

    анализ полученных результатов.

Сроки проведения: с 21 января по 29 января 2017 года.

Практическая значимость: полученные результаты: 1) опыты , в которых экспериментальным путём определены условия возникновения плесени , 2) презентацию , можно использовать в процессе изучения учебного материала по теме «Плесневые грибы» на уроках биологии в 5 классе.

1. Основная часть

1.1. Что такое плесень?

Плесень (плесневые грибки) – представитель особого царства живой природы. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.

Плесень - простонародное название грибка, который бывает:

Плесневым (растет на камне, бетона, краске),

Грибком синевы (растет в клетчатке дерева),

Грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине),

Дрожжевым грибком (на пищевых продуктах) (Приложение 1).

Плесневые грибки присутствуют практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.

Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.

1.2. Польза или вред от плесени?

Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами. Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания (вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз).

Плесень способна выделять токсические вещества - микотоксины, которые могут нанести вред организму людей и животных. Действие плесени ощущается, когда ее споры проникают через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатываются вместе с пищей.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком. Некоторые плесневые грибы, существенно снижая урожай, могут оказывать неблагоприятное действие на здоровье сельскохозяйственных животных.

Грибы поражают запасы зерна, фураж, солому и сено. Иногда продукты становятся непригодными к использованию из-за токсичности метаболитов гриба.

При сильном развитии плесневых грибов в соломе возможно саморазогревание и даже воспламенение стогов.

Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Особенно вредоносное влияние оказывает плесень на деревянные конструкции.

Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной. Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.

Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства (Приложение 2).

Всем известные дрожжи – это крохотные грибки. Даже в маленьком кусочке свежих дрожжей их несчетное количество. При сильном увеличении дрожжевые грибки выглядят голубовато – зелеными бусинками. С ними как по волшебству, тесто поднимается, пузырится, а хлеб и пироги становятся воздушными, пышными.

Много крохотных грибков «трудится» на заводах и фабриках. Одни помогают человеку готовить простоквашу, кефир, сыр, лимонную кислоту. Другие продлевают срок хранения сливочного масла.

Иногда на поле можно увидеть растения с черными, словно обгорелыми, колосьями. Это поработала спорынья – очень опасный грибок.

Но, как говорится, нет худа без добра.

Со временем спорыньей заинтересовались учёные. И выяснилось, что из этого грибка можно получить замечательное лекарство. Оно останавливает сильное кровотечение.

2. Практическая часть.

2.1. Условия возникновения плесени.

Я решила на практике проверить полученную информацию, чтобы лучше изучить плесень и понять причину ее появления.

Для выполнения эксперимента я взяла:

1. Тарелки

2. Образцы хлеба, на которых буду проводить эксперимент.

3. Теплая и прохладная среды (комнатная температура и холодильник) (Приложение 3).

Кусочки были помещены:

    в прохладное место (холодильник, в открытом состоянии), образец 1;

    сухое тёплое (при комнатной температуре, в открытом состоянии), образец 2;

    в прохладное место (холодильник, в закрытом состоянии), образец 3;

    тёплое светлое (при комнатной температуре, в закрытом состоянии), образец 4;

Результаты наблюдений я занесла в таблицу (Приложение № 4).

В ходе своего эксперимента выяснила, что образцы № 1 и № 2, немного подсохли образец № 3, помещенный в холодильник в закрытом состоянии, остался без изменений, чего нельзя сказать об образце № 4. У этого образца уже на 3-й день появились небольшие пятна плесени. Н 5-й день зеленые пятна увеличились, на 7-й день плесень разрослась по всему кусочку хлеба (Приложение 5).

Проделав опыт, я подтвердила свое предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.

Следовательно, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте (Приложение 6).

Заключение.

1. В ходе исследования я узнала что плесень – это микроскопические грибы, образующие характерные налёты (плесени) на поверхности органических субстратов (пищевые продукты, бумага, кожа, текстиль и др.).

Плесень распространяется очень быстро и заражает все доступные поверхности.

2. Узнала, что плесень приносит не только вред, но и пользу. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые очень помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того, плесень используют при изготовлении продуктов питания, например, сыров, которые являются деликатесными продуктом.

С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить не безопасно. Она вызывает головокружение, головные боли, а также болезни легких.

3. Выяснила, что важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.

Таким образом, надо соблюдать меры правильного хранения продуктов: по возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней; соблюдать чистоту на кухне.; не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком.

Список используемых ресурсов.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005 г.)

    Энциклопедия « Я познаю мир. Ботаника ». Автор Ю. Н. Касаткина (« Астрель », Москва, 2006 г.)

    Биология для увлеченных. Автор Н. И. Околитенко (« Феникс », Ростов - на – Дону, 2006 г.)

    Грибковые инфекции. Руководство для врачей. Сергеев А. Ю., Сергеев Ю. В. (ООО " Бином - пресс ").

    Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн. 14. М., Большая Российская энциклопедия, 2006.

    Энциклопедия живой природы. Т.7, М., ОЛМА Медиа Групп;

ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006 г.

10. Большая энциклопедия природы. Грибы. Издательство: ООО "Мир книги", 2005. Том 8.

11. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга под редакцией Г.П.Шалаева. Издательство: АСТ-ЛТД. Москва, 1998 год; тома 6 и10.

12.

13.

14. http :// www . inflora . ru / diet / diet 234. html

15.

Приложение 1

Разнообразие плесневых грибков

Рис 1. Плесневый грибок Рис 2. Грибок синевы

Рис 3. Бурая плесень Рис 4. Дрожжевые грибки

Приложение 2

Таблица «Роль плесени»

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

    вызывают опасные болезни

    портят пищу человека

    губят книги

    разрушают дома

    уничтожают урожай

    вызывают гибель животных

    некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания

    получено лекарство – пенициллин, губительный для бактерий

    эти маленькие труженики помогают получать вина, благородные сыры

    без плесени не было бы круговорота веществ на Земле.

Приложение 3

Начало эксперимента

Рис. Образцы хлеба, помещенные в разные условия.

Нумерация образцов

    1. Чашечка с хлебом открытая в холодильнике .

    2. Чашечка с хлебом открытая на столе при комнатной температуре

    3. Чашечка с хлебом, закрытая пакетом в холодильнике

    4. Чашечка с хлебом, закрытая пакетом на столе при комнатной температуре

Приложение 4.

Результаты эксперимента

Условия

день

день

день

день

день

день

Чашечка с хлебом, открытая в холодильнике

---

---

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Чашечка с хлебом, открытая на столе при комнатной температуре

---

---

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Чашечка с хлебом, закрытая пакетом в холодильнике

---

---

---

---

---

---

Чашечка с хлебом, закрытая пакетом на столе при комнатной температуре

---

Небольшие пятна

Зеленова

тые пятна увеличива-ются

Неболь-

шой пушок

Разраста-

ние плесени

Появ-

ление черного налета

Приложение 5

Конец эксперимента

Рис. Образцы кусочков хлеба.

Приложение 6

Есть несколько способов борьбы с этим явлением в наших домах:

1. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения. Если ванная комната очень влажная после душа - она должна быть проветрена.

2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.

3. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.

4.Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера.

Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.

5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.

6. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.

7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.

8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.

9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.

ПОМНИТЕ, что предупредить появление плесени гораздо легче и дешевле, чем удалять грибок и устранять последствия такого поражения!

10. Обнаруженные на стенах или потолке маленькие темные пятна обработать перекисью водорода или столовым уксусом - в качестве первой неотложной меры.

Цель исследования: Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, научится выращивать плесневые грибы на различных продуктах питания.

Задачи:
Изучить и проанализировать информацию по теме исследования;
Обнаружить рост плесневых грибов на различных продуктах, провести экспериментальную работу по выращиванию плесневых грибов;
Выявить благоприятные условия для роста плесени;
Определить значение плесени для живых организмов.
Узнать о значении плесени в экологии жилища и здоровье человека.
Узнать интересные факты о плесневых грибах
Объект исследования:
Плесень.
Предмет исследования:
Условия появления плесени на продуктах питания.
Гипотеза:
Плесень на продуктах питания появляется при определенных условиях.
Методы исследования:
Эмпирический (эксперимент).
Теоретические (анализ и обобщение).

Содержание
Введение………………………………………………………………………………..2
Плесень загадка грибного царства. Первый эксперимент ………….…………….2
Исследование плесени. Второй эксперимент. Распространение плесени.............3
Третий эксперимент……………………………………………………………..……4
Четвертый эксперимент………………………………………………………………5
Пятый эксперимент…………………………………………………………………...6
Виды плесени…………………………………………………………………………..6
Применение плесени………………………………………………………………….7
Влияние плесени на экологию жилища и здоровье человека……………………..8
Заключение……………………………………………………………………..……10
Список источников информации ……………………………………………….….10

1. ВВЕДЕНИЕ.
Посмотрев фильм о плесени, я захотел почувствовать себя ученым и понять что же такое плесень, так ли она опасна как о ней говорят и попробовать самому вырастить плесень на различных продуктах питания.

ПЛЕСЕНЬ И ЗАГАДКИ ГРИБНОГО ЦАРСТВА
Плесень - это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
Грибкам присущи признаки растений – неподвижность, верхушечный рост. Так же как и растения, плесневые грибы всасывают питательные вещества всей своей поверхностью. Плесень, так же как и животные, потребляет готовые органические вещества в виде разнообразных растений и животных останков.
Микропрепарат можно вырастить и самим за несколько дней, оставив кусочек хлеба в полиэтиленовом пакете.
Первый эксперимент.
1. Положил первый ломтик булки на тарелку.
2. Поместил второй ломтик булки в пластиковый пакет и положил его на тарелку рядом с первым ломтиком.
3. Намочил третий ломтик булки, поместил в пакет и положил в тёплое место.
4. Растворил соль в воде. Намочил в солёной воде булку, положил в пакет и поместил его в тёплое место.
Вывод:
Для развития плесневых грибов необходимо тепло и обязательно влажность. Соль препятствует возникновению плесени.

Исследование плесени
Мною обнаружено, что булка покрыта плесневым пушистым налетом. Рассмотрев гриб под микроскопом, я увидел, что он состоит из разветвленных нитей двух видов. На одних висят маленькие черные "коробочки" со спорами, а другие, более короткие, проникают в хлебную мякоть, помогая организму закрепиться на одном месте.

Второй эксперимент:
1. Первый контейнер я поместил в теплое место (комнатной температуры).
2. Второй контейнер – также в теплое место (без пакета)
3. Третий – в холодильник.
Вывод:
Главным условием появления плесени является влажность.
Вторым условием является температура воздуха.
При более высокой температуре плесень появляется и развивается быстрее.
Сухость воздуха является главным препятствием для появления и развития плесени.

Распространение плесени
Плесень и грибок обожают влагу. К сожалению, все материалы, окружающие нас, в той или иной степени содержат влагу. В фасадах из камня и бетона влага образуется в результате конденсации. Конденсат может появиться в холодное время года из–за недостаточной толщины стен в ванных комнатах, в банях. Влажность благотворно влияет на произрастание плесени.
Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не "живет активной жизнью", но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает развиваться. Высокие температуры способны убить плесень.

Третий эксперимент:
Я взял кусочки помидора, корочки апельсина и кусочки яблока завернул в полиэтиленовый пакет.
Положил образцы 1, 2, 3 в холодильник, а образцы 4, 5, 6 в теплое, влажное место.
Наблюдения продолжались каждый день.
Вывод:
Опыт еще раз показал, что плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.
На некоторых образцах плесень появилась намного позже. Почему?
Из литературы я узнал, что есть такие вещества – фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Они выделяются разными растениями – луком, чесноком, цитрусовыми, а также многими комнатными растениями (герань, алоэ)
Четвертый эксперимент:
Для следующего опыта я взял и положил рядом с хлебом: лист герани, лук, чеснок, корку лимона, лист алоэ. Каждый объект исследования я положил в полиэтиленовый пакет.
Для сравнения взят хлеб без фитонцидных растений.
Вывод:
Там, где находились фитонцидные части растений, плесень появлялась позже. Лучшими фитонцидными растениями оказались лук и чеснок
Пятый эксперимент:
После проведения опытов я задался вопросом: «А какие сорта хлеба наиболее подвержены плесени? Зависит ли скорость развития плесени от состава хлеба?»
Я взял три сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб, хлеб второго сорта, нарезной батон. Все образцы были завернуты в полиэтиленовые пакеты и поставлены в теплое место.
Вывод:
Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб и нарезной батон;
От сорта хлеба зависит скорость развития плесени;
В состав пшеничного хлеба входит мука высшего сорта, а в хлеб второго сорта мука более низких сортов с добавлением отрубей, значит более качественная мука наиболее подвержена развитию плесени;
Так как в состав нарезного батона входит молоко, сахар, мука высшего сорта, значит эти продукты также способствуют быстрому развитию плесени.

Виды плесени:
Плесень – одноклеточные или многоклеточные грибы. Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл. Они очень малы и их удается рассмотреть только под микроскопом.
Весьма распространенная белая или головчатая плесень (мукор). Мукор развивается в виде белого пушка на овощах, ягодах, плодах, вызывая их порчу. На концах нитей, составляющих пушок, через некоторое время образуются черные головки - спорангии В микроскоп видно, что грибница у головчатой плесени разветвляется, со столбиками, имеющими наверху круглую головку, в которой свыше 10 тысяч спор. Созревшие спорангии лопаются, и споры разносятся по воздуху на большие расстояния. Все части головчатой плесени не имеют перегородок и вся плесень, кроме спорангия, является одной разветвленной клеткой. Головчатая плесень простейшая из грибов - происходит от водорослей, отчего ее и относят к грибам – водорослям.
Некоторые виды мукоров используются человеком. Например, в странах Юго – Восточной Азии закваски, в состав которых входит мукор, используют для приготовления особых алкогольных напитков и некоторых традиционных блюд. Однако есть среди этих грибов и такие, которые очень опасны и могут вызывать заболевания кожи, легких и других органов.

Другая распространенная плесень пенициллиум имеет грибницу с перегородками. Концы нитей грибницы образуют веточки в виде кисточек, состоящих из круглых клеточек - спор. Пенициллиум выделяет вещества, убивающие бактерии. Они называются пенициллином. Впрыскивание пенициллина в кровь спасает больных от заражений крови, воспаления мозга и легких. В настоящее время научились выращивать пенициллиум искусственным способом. Плесень питается неживыми органическими веществами.
Асперги́лл - род высших плесневых грибов, которые могут вызывать заболевания человека и животных (аспергиллёзы). Аэробные микроорганизмы, хорошо растут на различных субстратах. В переводе с латинского аспергилл означает «косматая голова». Споры у этого микроскопического гриба вырастают на поверхности крупных шаровидных клеток и под микроскопом напоминают непричесанные головки. Образуют плоские пушистые колонии, вначале белого цвета, а затем, в зависимости от вида, они принимают разную окраску, связанную с метаболитами гриба и спороношением. Мицелий гриба очень сильный, с характерными для высших грибов перегородками. Широко распространены в природе, очень устойчивы к воздействиям внешней среды. Чёрная «плесень» на стенах сырых помещений - это, преимущественно, Aspergillus niger в фазе плодоношения.

Применение плесени
* Производство голубых сыров (Рокфор, Стилтон)
* Заменитель сахара – кукурузный сироп
* Немало пользы приносят аспергиллы человеку. Во многих странах существуют специальные фабрики, на которых эти грибы выращивают и получают, например, пищевую лимонную кислоту, а также разнообразные ферменты, нужные в химической и пищевой промышленности. Производство красок, осветление соков и вин, дубление кожи, изготовление лекарств – вот только некоторые «специальности» полученных из аспергиллов ферментов.
На Дальнем Востоке, например в Японии и Китае, уже много столетий входят в состав заквасок для традиционных соевых соусов и спиртных напитков.
* Самую большую известность пенициллы приобрели после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Это открытие сделал в 1929 году английский микробиолог Александер Флеминг. Флеминг догадался: гриб подавляет рост бактерий, выделяя в среду особые вещества. Потом их назвали антибиотиками (от греческого «анти» - «против» и «биос» - «жизнь»). Именно пенициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных инфекций.

Значение плесени в экологии жилища и здоровья человека.
Плесень бывает разная. Есть плесень нехорошая. Она может разрушить даже бетон, кирпич и штукатурку. Она летает в воздухе и портит продукты питания. Причем, плесень, которая появляется на еде без нашего участия не содержит пенициллина и не имеет никаких полезных свойств. Употребление подплесневевших продуктов чревато отравлением.
Микроскопические споры плесени находятся повсюду: в воздухе, домах, они легко проникают в организм человека, вызывая микозы и аллергии, а в случае ослабленного иммунитета – смерть. Российские ученые установили, что в городском воздухе содержание опасных плесеней превышает предельно допустимую концентрации. Исследователи из французского института Пастера бьют тревогу: в последние годы от аспергиллёза – болезни, вызванной плесенью рода Аспергилус – только в Париже умерло в два раза больше людей, чем от птичьего гриппа во всем мире.
В 2003 году под саркофагом Чернобыльской АЭС были обнаружены скопления черной плесени, которая питается радиацией. Она способна выжить даже в открытом космосе. И если произойдет глобальная катастрофа, и жизнь на Земле исчезнет, плесень выживет.
Американские иммунологи обнаружили в организме человека первичную иммунную систему, которую формируют особые формы плесневых микрогрибов. Собственно, опасна не сама плесень, а миллионы спор, выделяемых ею в окружающее пространство и вдыхаемых нами вместе с воздухом. Попадая в дыхательную и кровеносную систему, споры могут спровоцировать ряд заболеваний. Они реагируют на состояние среды организма, которая зависит от наших эмоций. Страх, ненависть, злоба, уныние вызывают патологическое перерождение микрогрибов, что приводит к таким болезням как туберкулез и рак. Плесень может вызывать повышенную утомляемость, головные боли, дерматологические и легочные заболевания. Так же, часто плесень является аллергеном, что надо помнить аллергикам даже при употреблении хорошей плесени. А еще помните, что плесень не любит сухость и чистоту.
Рекомендации по снижению риска заболеваний от плесени:
1. Избегайте сырых и плохо проветриваемых помещений: подвалов, погребов, чердаков и т.д.
2. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения, где может образовываться плесень. Если ванная очень влажная после душа или ванны, - она должна быть проветрена.
3. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.
4. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.
5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.
6. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.
7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.
8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.
9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.
10. Обнаруженные на стенах или потолке маленькие темные пятна обработать перекисью водорода или столовым уксусом - в качестве первой неотложной меры.
Избавиться от плесневых грибов достаточно сложно, необходимо в первую очередь выяснить, с каким видом гриба вы имеете дело, выяснить, как глубоко проникли нити гриба в заражённый им материал и уже только тогда подбирать специальный противогрибковый препарат, а это под силу только специалистам - биологам и экологам.
ПОМНИТЕ, что предупредить появление плесени гораздо легче и дешевле, чем удалять грибок и устранять последствия такого поражения!

Заключение.
Выполняя данную исследовательскую работу, было собрано много литературы, содержащей информацию по данной теме. Изучение литературных источников позволило более полно изучить плесневые грибы и экспериментально выяснить условия, способствующие возникновению плесени.
В ходе выполнения экспериментальной части работы было доказано, что скорость возникновения плесени зависит от следующих условий: от влажности воздуха и от температуры окружающей среды, от продуктов на которых растет плесень и веществ, находящихся рядом (фитонцидов). Я выяснил значение плесени для здоровья человека и на экологию жилища.
По возможному использованию результатов своего исследования могу сделать следующие рекомендации:
1. Довести до сведения учеников своего класса.
2. Необходимо использовать различные способы защиты продуктов от плесени. В домашних условиях - хранить продукты в холодильнике и сушить из хлеба сухари.
3. А для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха.
В ходе работы я узнал многое о царстве грибов и хотел бы продолжить работу. В разных информационных источниках много различных фактов, хотелось бы найти им практическое подтверждение и попробовать разгадать хотя бы некоторые загадки грибного царства.

Список источников информации.
1. «Биологический эксперимент в школе». М., «Просвещение», 1990
2. Агафонов И.Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. «Общая биология».М. «Дрофа» 2005
3. Грибы. Под редакцией Горленко М.В. М., Просвещение 1976 г.
4. Дымшиц Г. М., Шумный В. К. «Общая биология». М., «Просвещение». 2004г.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Penicillium_camemberti
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%EA%EE%F0
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%EF%E5%F0%E3%E8%EB%EB
8. http://www.gardenia.ru/