Какие качества должны быть у хоккеиста. Силовые приёмы в хоккее: правила выполнения. Зачем добавлять работу по наращиванию мышц и силы

«Трус не играет в хоккей», - говорилось в одной известной песне. На самом деле это очень точное выражение, отражающее суть этого вида спорта. Его сложно представить без силовых приёмов в хоккее. Каждый спортсмен должен в любой момент быть готовым к выполнению этого действия. Необязательно при этом обладать внушительной мышечной массой. Главное - это техника.

Иногда в схватке негабаритного игрока и высокого крепкого, побеждает первый за счёт своих умений. Зрителям интересно наблюдать не только за игровым противостоянием, но и за физическим. Силовые приёмы в хоккее придают зрелищности и динамичности этому виду спорта.

Классификация противоборств

Силовая борьба может осуществляться двумя способами: хит и единоборство. Хит - это приём, когда игрок защищающейся команды останавливает противника путём столкновения с ним. Иными словами, затрудняет его движение в сторону ворот любыми способами. Стоит отметить, что не все хиты разрешены правилами. Однако именно они считаются лучшими силовыми приёмами в хоккее. Если игрок врезается в оппонента, когда тот без шайбы, его удаляют.

Единоборствами называют приёмы, которые применяются с использованием различных групп мышц. В основном это мышцы туловища, ног и плечевого пояса. По сути, единоборством является прижимания к стенке, а также толчки соперника.

Правила силовых приемов в хоккее

Как уже было отмечено, данный вид спорта отличается своей мужественностью, и нужно обладать смелостью, чтобы добиться в нём успехов. Все силовые приёмы необходимо выполнять грамотно, чтобы вас не удалили и команда не осталась в меньшинстве. Все хиты и единоборства ограничены правилами, которые следует хорошо знать.

Оппонента с шайбой разрешается толкать туловищем или бедром, без использования рук. Когда вы разгоняетесь, чтобы врезаться в игрока с шайбой, нельзя отталкиваться ото льда ногами более двух раз. Это делается для того, чтобы хоккеисты не получили серьёзных травм. Также когда игрок подставляет туловище своему сопернику, он должен смотреть именно на противника, а не вниз, на шайбу.

Если не следовать этому правилу, то можно проиграть единоборство на первой его стадии. Если вы не будете видеть перемещение игрока противоположной команды, он сможет увернуться от силового приёма в хоккее, а вы полетите в борт.

Хоккей - игра разума и силы

Силовые приёмы являются неотъемлемой частью всеми любимой игры. Каждый хоккеист должен владеть техникой их выполнения, ведь при помощи грамотного исполнения можно остановить опасную атаку соперников. В этом виде спорта множество жёстких действий.

Одним из наиболее эффективных является силовой приём мельница в хоккее. Его суть заключается в том, чтобы приблизиться к оппоненту, наклонить туловище и подставить его так, чтобы противник перелетел через вас. Это действие блистательно исполнил Орлов в матче с США на чемпионате мира 2016 года.

Рассмотрим негласные правила выполнения силовых приёмов:

  • вступать в борьбу стоит только в необходимых ситуациях, сначала нужно всё взвесить, затем уже действовать;
  • играйте чисто, прежде чем выполнить приём, необходимо удостовериться, что противник его ожидает и готов принять;
  • не нужно переходить на личности и драться, проявляйте уважение к оппонентам;
  • выбирайте наилучший момент для вступления в единоборство, когда соперник менее всего устойчив на ногах.

Заключение

Силовые приёмы в хоккее - непростая вещь с точки зрения исполнения. Если вы встречаете соперника с шайбой, необходимо подстроиться под него. В ином случае вас может закружить, и вы врежетесь в борт, а не в противник.

Если вы хотите отодвинуть оппонента от шайбы, необходимо обеспечить себе преимущество в скорости и занять правильную позицию. Во время атаки всегда сохраняйте низкую посадку, потому что в случае неудачи спина может подвергнуться серьёзной травме.

Стоит отметить, что необязательно использовать силовые приёмы для остановки соперника. Будьте хитрее, старайтесь обмануть противника, резко уходя в неожиданную сторону, провалите его. Чаще всего защитник не нападает один, ему стараются помогать партнёры. Вместе атака будет значительно продуктивнее, и вы с большей вероятностью завладеете шайбой.

Помните, что хоккей - игра настоящих мужчин, поэтому если вы хотите стать спортсменом, тренируйте физические возможности и силу воли.

Хоккей оказывает большое влияние на характер и личностные качества спортсмена, укрепляет морально и физически. Это командная игра, вырабатывающая умение работать в коллективе и ценить помощь товарищей.

С первых занятий хоккеиста учат уважать своего тренера и беспрекословно выполнять его указания, тренироваться с полной отдачей и не жалеть сил для победы. Настоящий хоккеист должен быть подготовлен трудностям и выдерживать большие физические нагрузки.

Физические качества хоккеиста

Записываясь в школу хоккея или отправляя туда ребёнка, каждый должен понимать, каким должен быть хоккеист, каждый должен быть готов к тому, что на занятия предстоит потратить много времени и сил. Спорт будет забирать всё свободное время, от многого придётся отказаться. На пути к профессиональному хоккею - большие физические нагрузки, множество побед и не меньше - разочарований. Чтобы показывать хорошие результаты, хоккеист должен иметь хорошо развитую мускулатуру, быть:

  • Выносливым.
  • Сильным.
  • Быстрым.

Хоккей укрепляет здоровье и развивает физически, он вырабатывает дисциплинированность, которая помогает в дальнейшей жизни. Чувство ответственности одинаково полезно и в быту, и в спорте, а привычка соблюдать распорядок дня и вести здоровый образ жизни останется на всю жизнь.

Что должен уметь хоккеист

Хоккей - жёсткий и техничный, по-настоящему мужской вид спорта, он развивает мужественность и смелость. Хоккеист должен:

  • Иметь хорошую реакцию.
  • Чётко координировать свои движения и действия.
  • Уметь за секунды оценивать ситуацию на площадке.
  • Быть организованным, волевым и целеустремлённым.
  • Иметь выдержку.
  • Принимать быстрые решения.
  • Ставить интересы команды выше личных амбиций.
  • Быть лидером.

Найти для себя пример для подражания в профессиональном хоккее несложно. Им может стать Александр Овечкин, который одинаково хорошо показывает себя на высоких скоростях и в силовой борьбе и Илья Ковальчук, поражающий силой и точностью бросков. В своём стремлении выиграть всегда удивляет болельщиков Шон Эйвери, отдавать блестящие пасы умеет Джо Торнтон, а молниеносно оценивает обстановку на площадке Сидни Кросби. Примером прекрасной физической формы может служить Здено Хара, разумной жёсткости - Дион Фанёф, умения кататься на коньках - Скотт Нидермайер, а играть на команду - Сергей Зубов. Можно перечислить ещё десятки российских зарубежных хоккеистов, на которых можно и нужно равняться, но не следует забывать, что успех в хоккее зависит не только от стараний тренера и личных данных, но и от вашей настойчивости, целеустремлённости и любви к спорту.

6 мая в Москве и Санкт-Петербурге начинается чемпионат мира по хоккею на льду. В Беларуси это больше чем просто вид спорта, и поэтому почти месяц (финал чемпионата пройдет 22 мая) о клюшках и шайбах можно будет услышать из каждого окна, хотите вы этого или нет. Разбираемся, что нужно знать о хоккее, чтобы не быть лохом хотя бы во время чемпионата.

Почему хоккей?

С футболом все более-менее понятно. "Фут" - нога, "болл" - мяч. А вот насчет хоккея не так ясно. Есть две более-менее вероятных версии. Согласно одной из них, игра родилась еще в древней Британии, жители которой праздновали конец уборки урожая (привет, Дожинки!), играя на сжатом поле - они гоняли небольшой мяч искривленными палками. Палки назывались "хоки". С этой версией категорически не согласны канадцы. Они убеждены, что игра появилась в Канаде, а название получила от старофранцузского слово "хуке", которым называли палки пастухов. Справедливости ради следует сказать, что хоккей в его современном виде придумали именно канадцы.

Сколько человек играет

Трудно сказать. Одновременно на площадке может находиться максимум 12 человек - по 6 с каждой стороны. Голкипер и пять полевых хоккеистов. Это будто бы намного меньше, чем в футболе. Но на самом деле составы футбольных и хоккейных команд примерно одинаковы - в хоккее игроки могут уходить и выходить на площадку неограниченное количество раз. Фактически, один хоккеист в итоге проводит на льду 8-10 минут. Остальное время он сидит на скамейке рядом с тренером. Состав команды - 23-25 ​​человек, разделенных на несколько пятерок. Первая пятерка считается самой сильной, четвертая - самой слабой.

Голы

Здесь все почти как в футболе - выигрывает тот, кто забил больше (в хоккее говорят - забросил). Гол - это когда шайба залетает за линию ворот. Забивать можно только клюшкой - ногой и рукой тоже можно попробовать, но их не засчитают (исключением может стать случайный рикошет). Руками играть вообще не очень можно - только остановить шайбу в воздухе и бросить себе под клюшку. А вот ногами свободнее - даже пасы давать, как в футболе.

Голов в хоккейных матчах обычно значительно больше, чем в футбольных - большие скорости, шайба меньше мяча. Но есть и минус - момент гола очень просто пропустить, так как события развиваются стремительно. Поэтому хоккей приятнее смотреть по телевидению - там есть повторы и много ракурсов.

Нарушения

Это то, за что хоккей некоторые и любят (особенно в Национальной хоккейной лиге Канады и США). Здесь можно драться! В некоторых турнирах судьи даже не спешат разнимать хоккеистов, которые сбросили перчатки и молотят друг друга кулаками. Во время игры можно припечатать соперника к борту до треска в ребрах и спокойно поехать дальше. Единственное условие - он должен в этот момент владеть шайбой. Ну, и нельзя молотить по другим хоккеистам клюшками - за это удаление. Посмотрите, как совсем недавно белорусы сцепились с латвийцами, дрались даже вратари.

В хоккее за различные нарушения игроков могут удалить с площадки на скамью штрафников - на 2 минуты или даже на 10. Команды будут играть в неравных составах. Но удалять одновременно больше двух нельзя. Если такое случилось, вместо удаленного на площадку может выйти другой хоккеист.

Матч

Каждый матч делится на три периода по 20 минут каждый, перерывы между ними тянутся 10-15 минут. Главное отличие от футбола - время игры чистое. То есть если случается пауза, то время останавливается и возобновляется только после возобновления игры. Поэтому хоккейные матчи могут длиться неизвестно сколько. Как правило, около 2 часов. В хоккее не может быть ничейного счета. В каждом матче обязательно должен быть победитель. Поэтому если основное время заканчивается равным счетом, назначается дополнительный тайм - овертайм. Он тянется до первой заброшенной шайбы, но не более 5 минут. В нем играет по 5 хоккеистов, а не по 6. Если и здесь победитель не определяется, то назначаются буллиты.

Буллиты

Это как пенальти, только сложнее забить. Буллит назначается за серьезное нарушение - чаще всего за подножку хоккеисту, который владел шайбой и выходил один на один с голкипером другой команды. Правда, если в футболе пенальти - это почти 100% гол, то в хоккее обыграть вратаря, который закрывает собой половину маленьких ворот, намного труднее. Хоккеист разгоняется, подбирает шайбу в центре площадки и едет с ней на вражеские ворота. Забивают примерно в половине случаев, а то и меньше.

Грабовский забрасывает супербуллит

Офсайды

С офсайдами в хоккее (как ни странно) намного проще, чем в футболе. Шайба должна пересечь синюю линию (она находится между воротами и центром площадки) раньше хоккеиста атакующей команды. Если хоккеист был первым, судья останавливает матч и выбрасывает шайбу ближе к центру.

Видеоповторы

Еще одно значительное отличие хоккея от футбола и других игровых видов спорта. В хоккее есть специальный судья, который просматривает спорные моменты на видеозаписях и принимает решения в пользу какой-то из команд. Поэтому ошибки судей в хоккее - редкость. Здесь могут отменить гол или назначить буллит, руководствуясь исключительно видеозаписью момента. Хоккей из-за этого теряет определенную интригу. Но зато все справедливо.

На молодежном чемпионате мира по хоккею с шайбой, проходившем на рубеже 2009-2010 годов в Канаде, сборная России осталась без медалей. В поединке за выход в полуфинал наши спортсмены проиграли соперникам из Швейцарии со счетом 2:3, а затем и утешительный матч финнам (3:4), оказавшись в итоге на шестом месте.

Если посмотреть на сводную таблицу первенств последних лет, то нетрудно заметить кривую, по которой наша «молодежка» съезжала за пределы пьедестала почета. В 2002 и 2003 годах мы - первые. В 2004-м не получаем даже «бронзу». Затем три года подряд берем «серебро», а в 2008 и 2009-м - «бронзу». На этом награды закончились; пять последних лет первыми становились канадцы, а в январе нынешнего года победу в мирового чемпионате праздновали американцы, оттеснившие канадцев на второе место.

Что же касается наших юниоров (игроки не старше 18 лет), то, оставшись без медалей на мировых первенствах 2005 и 2006 годов, они победили в 2007-м. Затем дважды брали «серебро», оба раза проиграв финал с разгромным счетом (0:8 канадцам в Казани и 0:5 американцам в Фарго, США).

В истории провалов нашей хоккейной смены есть и такие страницы, как удручающий проигрыш «молодежки» во встречах с североамериканскими юниорами в 2003-м (пять поражений в шести матчах) и в суперсерии-2007 с канадцами же (семь поражений и одна ничья)...

Так почему же наших молодых хоккеистов все чаще преследуют неудачи? Попробуем разобраться хотя бы в одном аспекте подготовки будущих игроков главной сборной страны – в том, как их готовят в детско-юношеских школах олимпийского резерва.

Агрессия на ледяных площадках и на трибунах…

Разговоры о неблагополучии в нашем детско-юношеском хоккее ведутся давно. На чемпионате мира 2001 года, проходившем в Подольске, российская молодежная сборная по всем статьям проиграла соперникам, отличившись разве что в количестве штрафного времени и мордобое. Тогда в Госдуме был подготовлен проект обращения к главе Госкомспорта Павлу Рожкову за подписью олимпийских чемпионов Вячеслава Анисина, Юрия Блинова, Владимира Голикова, Александра Гусева, а также родителей воспитанников московских хоккейных школ. Судьба документа, призывающего повлиять на федерации хоккея России и Москвы с тем, чтобы они навели порядок в подготовке хоккейной смены, нам неизвестна. Но одно его положение представляется ключевым во всей проблематике российского детского хоккея. В письме с возмущением говорилось о том, что «критерием оценки работы детского тренера являются очки, а не качество и количество подготовленных молодых игроков».

Зайдите в фойе любого ледового дворца. Что прежде всего бросается в глаза? Застекленные стенды с кубками и грамотами, завоеванными детьми на бесчисленных турнирах. Тщательно обновляемые таблицы текущих первенств с участием бойцов различных возрастных групп. Загляните на форумы интернет-сайтов, посвященных детскому хоккею. Что в центре родительских страстей? Какой клуб сильнее, кто с каким счетом победил или потерпел поражение, «в какую сторону» свистел судья…

И всюду обстановка боевого напряжения, атмосфера, в которой ошибки непростительны, а победителей не судят. Хотя, казалось бы, не война же… Эта атмосфера захватывает детей, делает их непримиримыми, жесткими, порой даже и по отношению друг к другу, причем их собственные родители нередко подталкивают их к этому. А ведь такая агрессия и на ледяных площадках, и на трибунах не имеет ничего общего с высокими спортивными идеалами, хотя школа, в которой витает такой дух, и называется школой олимпийского резерва.

Работа «на результат»

Сегодня тренировочный процесс строится так, чтобы у юных хоккеистов была только одна цель - во что бы то ни стало взять верх над противником. Подобное обучение зачастую сводится к опасному примитиву: нагружать и подгонять. Вот что об этом говорит известный спортивный педагог, заслуженный тренер России Ян Каменецкий (цитирую по материалам интернет-издания Kinderliga.ru): «…Произошла смена тренерских поколений. … А молодые тренеры, как правило, желают максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большое количество перегибов».

Стремление тренера к сиюминутному успеху, по мнению Яна Каменецкого, только вредит развитию юного игрока: «В итоге, когда человек… приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть ему нечем – все свои ресурсы он растратил на подростковом этапе». Не в этом ли одно из объяснений неудач нашей «молодежки»?

Главным предметом тренерских и родительских дискуссий о накоплении и сбережении ресурсов остается количество тренировок. В российском детском хоккее принято, чтобы даже шестилетние спортсмены тренировались не меньше трех–четырех раз в неделю. Со временем же у них может остаться только один день отдыха. Но так ли уж необходимо по максимуму нагружать маленького хоккеиста? Вот как, например, на такой вопрос отвечают в Швеции, где почти все клубы организуют для детей нечто вроде спортивного детского сада под общим названием «Бьернлига» («Медвежья лига»).

Как сообщает Kinderliga.ru, в «Бьернлигу» берут детей-шестилеток и учат их прежде всего не хоккею как таковому, а пониманию азов этого спорта, поведению на льду, технике катания. Задача тренеров состоит в том, чтобы через три года ребенок был подготовлен к дальнейшему обучению в хоккейной школе клуба. На первом году обучения в хоккейном «детском саду» занятия проводятся всего один раз в неделю (!), что тренерам наших шестилеток может показаться необъяснимой недальновидностью. Ребята 7-8 лет занимаются дважды в неделю. «Медвежатам» дают и поиграть, но только поперек поля и всего два периода по 15-20 минут с обязательными сменами составов через каждые полторы-две минуты. Примерно так же дозируют нагрузки в Канаде, США, Финляндии. А что происходит у нас?

И перегрузки, и психологические травмы

Вспомним, как проходят турнирные встречи. «Поблажка» здесь дается только самым младшим: они играют двумя составами два периода по 15 минут - пока один состав на льду, другой сидит на трибунах. Ребята чуть старше ведут бой уже по классическому регламенту: три периода по 20 минут. Отдыхать же им приходится даже меньше, чем взрослым; так, например, на играх открытого чемпионата Москвы перерыв между вторым и третьим периодами составляет уже не 15, а всего пять минут. Если добавить к этому, что нередко команды могут выставить на игру только три пятерки полевых игроков, то можно представить, какие нагрузки испытывает ребенок-хоккеист. Под конец встречи многие в буквальном смысле едва ноги таскают…

Вряд ли можно считать полезной для детского здоровья и обязательную для всех СДЮШОР практику игры «за школу». Это так называемый клубный зачет, когда суммируются показатели возрастных групп школ-участниц, к примеру, того же открытого чемпионата Москвы. При этом и на ребятах младшей группы, которым всего по 10-11 лет, тоже лежит ответственность за общий успех. Понятно, что их тренеры думают только об одном: как бы не подвести школу клуба КХЛ! Отсюда и потогонная система тренировок.

Необходимость во что бы то ни стало занимать на соревнованиях высокие места зачастую толкает тренеров и на обман. В «нужный момент» в команде вдруг появляются игроки постарше, а это не просто нечестно. Это опасно.

В таких случаях младшие, чтобы не отставать от старших, выкладываются до предела, - говорит Артем Кравцов, заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины (МНПЦСМ). - Причем не только физически, но и психологически. А те, кого отстранили от соревнований, чтобы освободить место игрокам со стороны, получают моральную травму…

Психологическую травму получают порой и целые коллективы, когда по прихоти спортивных функционеров в число участников турнира в какой-либо возрастной группе, включаются и заведомо слабые команды. 30-40 безответных шайб в одном матче – отнюдь не редкость в играх с участием хоккеистов, которым меньше десяти лет.

«Баранка» как снаряд

Сегодня в детском хоккее очень остра проблема тренерских кадров. Не обладающий достаточными знаниями тренер может негативно повлиять на здоровье своих воспитанников, всего лишь неправильно распределив нагрузки. А ведь в хоккей приходят и нездоровые дети. По последним данным, лишь 16 процентов ребятишек, желающих заняться этим видом спорта, можно назвать абсолютно здоровыми. И поэтому главная задача, которая стоит сегодня перед детским хоккеем - это оздоровление детей, а не превращение их - любой ценой - в профессионалов.

Вот что в связи с этим говорит заместитель директора Московского научно-практического центра спортивной медицины Артем Кравцов:

У внешне здорового ребенка могут иметься отклонения в сердечно-сосудистой системе, которые очень сложно выявить. В обычной жизни они никак не проявляются, а вот после предельных физических нагрузок могут привести к весьма печальным последствиям. Если заниматься не спортом, а физкультурой, то с такими отклонениями можно дожить до ста лет, даже не зная о них. Но так как дети-хоккеисты получают очень высокие нагрузки, то они должны находиться под бдительным медицинским надзором в специализированных учреждениях. Например, в таком, как наш Центр, в котором есть тест-зал с самым современным оборудованием. В принципе же любая спортшкола обязана иметь полноценную медицинскую службу, а спортивные группы должны обязательно проверяться во врачебно-физкультурных диспансерах.

Необходимо, конечно же, утверждают специалисты, и самым внимательнейшим образом относиться к «мелочам», на которые у нас почти не обращают внимания. А вот в хоккейных школах США, например, воспитанникам, не достигшим 14 лет, запрещено делать «щелчки», так как это требует чрезмерных для подростка усилий «нижней» руки. У нас же «щелкают» и десятилетки.

Стоит, наверное, прислушаться и к мнению тех тренеров, которые считают, что шайбы для детей-хоккеистов должны отличаться от тех, которыми играют взрослые. Ян Каменецкий, например, говорит, что начинающих следует тренировать, вырезав из каучукового снаряда середину, чтобы он стал похож на баранку. Габариты шайбы остаются «взрослыми», а ее вес заметно уменьшается.

…Из бессчетного числа маленьких хоккеистов лишь единицы становятся профессионалами. Тем не менее, годы, проведенные в клубной спортшколе обязательно принесут большую пользу всем ребятам, если только и тренеры, и родители будут думать не только о победах, но и о том, как сохранить и укрепить здоровье детей.

Михаил ТОЛПЕГИН

Ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны, все вроде бы нацелено на подготовку «звезд», а с другой - хоккейные «звездочки» гаснут, не успев засиять в полную силу. В статье Толпегина приведены высказывания специалистов, поддерживающих его точку зрения. Однако наверняка есть и другие мнения относительно положения дел в нашем детском хоккее, да и вообще в детско-юношеском спорте.

Так правильно ли у нас учат тренеров? Как они должны готовить будущих мастеров? Что нужно сделать, чтобы здоровье детей и подростков не приносилось в жертву спортивным результатам? Мы приглашаем к разговору детских тренеров, преподавателей спортивных вузов, специалистов спортивной медицины, руководителей спорта и, конечно, родителей юных спортсменов. Пишите нам, высказывайтесь, спорьте.

Когда надо начинать играть в хоккей? Как правильно тренироваться? Как правильно затачивать коньки? Каким должен быть настоящий хоккеист?

Профессиональные тренеры сети хоккейно-тренировочных центров «БиЛайкПро» ответили на вопросы читателей «Российского хоккейного стиля».

– С какого возраста можно начинать заниматься хоккеем, чтобы можно было достичь профессионального уровня?
– Мы рекомендуем заниматься хоккеем с 5-6 лет. Есть примеры, когда знаменитые хоккеисты начинали заниматься хоккеем позже, но вообще это очень индивидуально и зависит от способностей.

– Сколько раз в неделю должен тренироваться ребёнок в 9 лет?
– Если родители в приоритет ставят учебу, то занятия стоит посещать не меньше 3 раз в неделю. Если же у ребенка есть более серьезные цели в спорте, то тренировки будут занимать гораздо больше времени – 5-6 раз в неделю минимум по 3 часа. Но даже в таком сложном графике многие дети хорошо успевают в школе, поскольку обладают организованностью и дисциплинированностью.

– Какими качествами должны обладать хоккеисты?
– Нужно отрабатывать навыки на тренировках. Хоккеист должен обладать самым главным качеством – это характер. Так же хорошей мускулатурой, выносливостью, скоростью, силой, быстротой.

– Какие качества должен в себе сочетать настоящий чемпион?
– Во-первых, это концентрация. Во-вторых, установка-мотивация. Спортсмен-чемпион нацелен на обязательное (!) достижение успеха и в спорте, и в жизни за рамками спорта. Третье – профессионализм. Стоит заметить: профессионалами не рождаются – ими становятся. Даже сверходаренному от природы спортсмену не удастся дойти до своей вершины, если его одаренность не будет опираться на фундамент профессионализма. «Закрытость» («замаскированность»): спортсмен-чемпион, которого знают и изучают тысячи людей, в целях собственной безопасности со временем вырабатывает определенный искусственный внешний образ. Этот образ обеспечивает спортсмену чувство дистанции от основной массы людей, защиту от ненужного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований.

Также спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» – природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы). Ну и последнее качество, присущее спортсменам-чемпионам – стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Не случайно именно в спорте родилась поговорка: «Класс не пропьешь». Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях характера, в основе которых жесточайший самоконтроль.

– Что нужно сделать перед тренировкой, что поесть?
– Перед тренировкой необходимо проверить экипировку, в том числе форму для ОФП, и обязательно предметы личной гигиены, чтобы отправиться в душ после тренировки. За два часа до начала тренировки желательно не есть, но в тоже время нельзя отправляться на тренировку совсем голодным, полезной заправкой за час до занятия послужит банан (Павел Буре в дни игр питался исключительно бананами, но не более четырех в сутки) или сэндвич с ореховой пастой (его часто ест Сидни Кросби до тренировки).

– Какие мышцы лучше размять перед тренировкой?
– Важно знать, что не существует какой-то одной идеальной разминочной программы, которая подходит всем и вся. Обусловлено это, в первую очередь, физиологическими особенностями организма, типом телосложения, подвижностью суставов и многим другим. Но, тем не менее, общую разминку выполнять нужно обязательно, как и с целью предотвращения травм, так и с целью повышения эффективности тренинга. Продолжительность разминки в среднем занимает не более 10-15 минут и включает в себя следующие виды нагрузки:

– упражнения для мышц рук/ног;

– легкий бег со скоростью пульса в первой аэробной зоне (50% от максимума) или прыжки со скакалкой;

– вращательные упражнения для повышения гибкости всех суставов.

– Сколько раз и в какое время нужно затачивать коньки?
– Чтобы проверить заточку коньков, существует несколько способов:

– Поставьте конек на лезвие на ровной поверхности. Если он упал, то следует заточить;

– Аккуратно проведите по лезвию кончиком ногтя. Если заточка хорошая, то у вас останутся царапины;

– На ощупь лезвия должны быть режущими и острыми;

– Когда вы стоите на льду в коньках, то при коньковом ходе ваши ноги не должны разъезжать в разные стороны.

* В хорошо наточенных коньках повороты выполняются гладко,

* При отталкивании ото льда, вы не должны ощущать проскальзывание.

При должном уходе, профессиональной заточки хватает на 6-8 тренировок. Доверяйте заточку только опытным специалистам!

– Какие упражнения на льду вы посоветуете для скоростного катания?
– Скорость движения и быстрота реакции в хоккее зависит от физических особенностей игрока и уровня его подготовки. Наибольшее значение для хоккеистов имеет скорость бега на коньках, ведения и передачи. Но если в лёгкой атлетике важную роль играет длина шага, то в хоккее – это исключительно техника катания на коньках и общая физическая подготовка. Для того, чтобы развить умение быстро передвигаться, существуют специальные упражнения для скорости в хоккее. Не помешает соблюдать и некоторые рекомендации:

– Сосредоточьте усилия на коротких дистанциях (15–20 метров);

– Развивайте навыки катания на коньках;

– Соблюдайте меру в тренировках (не перетренировывайтесь);

– Практикуйте боковые ускорения.

Следующие упражнения хорошо подойдут для развития скоростной подготовки юных хоккеистов.

1. Бег на 30, 60, 100 м;

2. Бег на месте с максимальной частотой движения ног;

3. Бег в гору под уклон и с отягощением, и без него;

4. Бег с изменением направления движения, скорости и внезапными остановками;

5. Челночный бег;

6. Старты из различных положений с места;

7. Старты в движении;

8. Прыжки вверх, в длину с места, с разгона, многоскоки;

9. Эстафеты на короткие дистанции;

10. Игра в большой и настольный теннис;

11. Отбивание теннисного мяча от стенки;

12. Быстрая реакция хоккеиста на действия партнера;

13. Ведение шайбы на месте или с максимальной частотой в движении;

14. Игры на льду, построенные на опережение соперника.

– Какие упражнения для улучшения катания вы могли бы посоветовать?
– Примерный перечень подводящих упражнений для конькобежной подготовки (вне льда, на коньках):

1. Ходьба в разных направлениях;

2. Ходьба с поворотами на 180 и на 360°;

3. Ходьба приставными шагами левым и правым боком;

4. Приседания, полуприседания;

5. Ходьба спиной вперед;

6. Ходьба с выпадом вперед;

7. Принятие основной стойки хоккеиста;

8. «Пружинки» (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклоняя туловище вправо, переставлять коньки вправо, то же влево), «сделай фигуру» («ласточку» и др.);

9. Ходьба на коньках с остановкой на одной ноге (другая приподнята вперед либо отведена назад; руки в стороны);

10. Ходьба скрестным шагом по виражу (вправо и влево);

11. Выпрыгивание из полуприседа и из приседа;

12. Прыжки на коньках с продвижением вперед.

Группа Российский Хоккейный Стиль