Элвис пресли рок н. Элвис пресли. Детские и юношеские годы

Элвис Пресли – певец и киноактер, «король рок-н-ролла», символ американской мечты, которая стала реальностью.

Элвис Пресли родился в городке Тьюпело, расположенном в штате Миссисипи. Вернон и Глэдис Пресли – родители Элвиса. Известно, что у Элвиса был брат-близнец по имени Джесс Гарон, который скончался сразу после рождения.

Отец Элвиса не имел профессии, брался за любую работу, которую мог отыскать. Логично, что перебои с финансами не позволяли семье слишком много удовольствий. Эта ситуация ухудшилась, когда Вернона посадили в тюрьму за мошенничество на 2 года.

Элвис воспитывался в окружении религии и музыки. Мальчик регулярно посещал церковь и даже пел в церковном хоре. А дома постоянно звучало радио, откуда ребенок впитывал песни в стиле кантри, а также композиции традиционной эстрады. Однажды юный музыкант выступил на ярмарке с исполнением народной песенки Old Shep и получил приз. Решив подбодрить интерес сына к музыке, Глэдис подарила ребенку первую гитару.

В 1948 году семья переезжает в штат Теннеси, где главе семьи проще было найти работу. Семейство обосновалось в городе Мемфис. Именно здесь Элвис познакомился с афроамериканским стилями музыки – блюзом, буги-вуги и ритм-н-блюзом. Такая музыкальная «школа» повлияла на вокальную манеру исполнителя. Как и многие подростки Элвис много времени проводил в обществе друзей, с которыми пел под гитару знаменитые хиты кантри. Большинство товарищей детства останутся с ним надолго.


В августе 1953 года Элвис окончил школу, а вскоре оказался в студии грамзаписи Memphis Recording Service, чтобы спеть пару песен для пластинки в подарок матери. Выбор пал на My Happiness и That’s When Your Heartaches Begin. Через некоторое время там же американец записал еще один сингл, после чего хозяин студии Сэм Филлипс пообещал пригласить певца для профессиональной записи.

В это время Пресли работает водителем грузовика и участвует во всех проводимых конкурсах вокалистов и кастингах в музыкальные коллективы, а также регулярно получает отказы. Руководитель квартета Songfellows даже напрямую заявил будущему королю рок-н-ролла, что тот не имеет вокальных данных.

Музыка и кино

Летом 1954 года Сэм Филлипс все-таки связался с певцом и предложил поучаствовать в записи песни Without You. Результат не устроил никого – ни Элвиса, ни музыкантов, ни хозяина фирмы, который понял, что этому исполнителю нужен другой репертуар. Во время перерыва, чтобы успокоить нервы, Элвис начал наигрывать песню That’s All Right, Mama, но в нестандартном ритме, экспрессивно и необычно. Так, совершенно случайно родился первый хит Элвиса Пресли. За ним последовала песня Blue Moon of Kentucky, записанная в такой же манере. Сборник с этими песнями занял 4 место в хит-параде.

К середине 1955 года у певца было уже 10 синглов, каждый из которых восторженно принимался молодежью, а видео и клипы на композиции становилось популярными в Северной Америке и Европе. Новый стиль музыки, который создал Элвис Пресли, получил эффект взорвавшейся бомбы. С помощью продюсера Тома Паркера Элвис заключает контракт с гигантом звукозаписи RCA Records. Правда, для самого Пресли контракт был ужасным, поскольку музыкант получал 5% от продаж песен.

Тем не менее на этой студии выходят знаменитые песни Элвиса Пресли - Heartbreak Hotel, Blue Suede Shoes, Tutti Frutti, Hound Dog, Don’t Be Cruel, I Want You, I Need You, I Love You, Jailhouse Rock и Can"t Help Falling In Love и Love Me Tender. В Америке начинается «элвисомания», хиты исполнителя занимают лидирующие позиции в музыкальных чартах Америки, а каждый концерт собирает толпы фанатов.

Пресли является одним из немногих рок-исполнителей, которые отслужили в армии, будучи на пике своей популярности. Его служба проходила в третьей танковой дивизии, которая дислоцировалась в Германии. Тем не менее, и во время службы выходили диски с песнями, записанными заранее. А Hard Headed Woman даже возглавила американский хит-парад.


После демобилизации Элвис и его продюсер делают акцент на кинематографе, а пластинки теперь являются лишь саундтреком к фильмам. Но картины «Солдатский блюз», «Кинг Креол», «Пылающая звезда», «Дикарь» и другие не были кассовыми, альбомы с музыкой из этих фильмов не имели особой популярности. А вот синглы с не голливудскими песнями раз за разом покоряли хит-парады. Фото рок-звезды оказалось на обложке лучших изданий планеты.


Также успешными были и полноформатные пластинки His Hand in Mine, Something for Everybody, Pot Luck, так как здесь певец продолжал удачно экспериментировать с музыкальными жанрами, смешивая блюз, госпел, кантри и рокобилли.

Злую шутку сыграл с Элвисом Пресли успех очередного фильма под названием «Голубые Гавайи». Продюсер Том Паркер теперь требовал только одинаковых ролей и песен в стиле «Гавайев». С 1964 года интерес к музыке Пресли падает, а вскоре песни американца покидают чарты. Начиная с фильма «Спидвей» бюджет съемок оказывается выше, чем принесенная прибыль.

Последними фильмами Пресли стали «Чарро!» и «Смена привычки», вышедшие в 1969 году и попытавшиеся изменить представление об Элвисе как об актере одной роли, персонаже исключительно романтических комедий. Появились две неплохие драмы, но ущерб уже был непоправим.


Такой же провал ждал и музыкальные записи, что повлекло отказ Элвиса Пресли записывать пластинки. Лишь в 1976 году певца удалось убедить сделать новую запись. Альбом вышел в свет, и сразу же песни вернулись на первые строчки мировых чартов. Но больше записывать свой голос Пресли не стал, каждый раз ссылаясь на болезнь. Последней пластинкой официальной дискографии «короля рок-н-ролла» стал альбом Moody Blue, составленный из ранее записанных, но неизданных вещей.


С тех пор прошло около 40 лет, но рекорд Элвиса Пресли (146 песен в лучшей сотне хит-парада «Биллборд») так и не был побит.

Личная жизнь

Находясь на службе в Германии, Элвис знакомится с Присциллой Булье, которой на тот момент было 14 лет. В 1963 году девушка переезжает в Америку, и пара начинает встречаться регулярно. Еще через 3 года Элвис Пресли делает женщине предложение. Свадьба состоялась в мае 1967 года. Этот брак принес Элвису единственную дочь Лизу-Мари, которая впоследствии станет первой женой .

Но из-за публичности мужа, частых депрессий и регулярных отлучек Присцилла решила уйти. Официально развод состоялся в 1972 году, хотя более года супруги не жили вместе.

С лета 1972 года Элвис Пресли состоял в гражданском браке с Линдой Томпсон, которая ранее победила в конкурсе красоты штата Теннесси. Пара рассталась в конце 1976 года. Последние месяцы жизни спутницей Пресли была актриса и фотомодель Джинджер Олден.


Известно, что лучшим другом певца был полковник Том Паркер. Он ездил с Элвисом на концерты, а также в турне по стране. Исследователи жизни и творчества музыканта утверждают, что на поведение Элвиса повлиял именно Паркер, который якобы внушил музыканту страсть к деньгам, сделал знаменитость эгоистичным и властным. Вместе с тем, полковник был единственным человеком, с которым Пресли в последние годы жизни общался без опасения быть обманутым. Том ни разу не предал Элвиса, оставался верным даже в тяжелые времена.

Смерть

Начало 70-х годов – самый страшный период в биографии Пресли. Сонни Уэст, телохранитель и биограф певца, в интервью американским журналистам рассказал о том, что Элвис мог выпить три бутылки виски с утра, стрелять по пустым комнатам своего дома и кричать с балкона, что его хотят убить. По словам Уэста, Элвис любил сплетни, а также с удовольствием плел интриги против персонала.


Причина смерти «короля рок-н-ролла» еще долго не давала покоя американскому обществу. Утром 15 августа 1977 года Элвис Пресли посетил дантиста, где принял некоторое количество обезболивающих лекарств и успокаивающих средств. Домой на свою виллу «Грейсленд» он приехал уже после 12 часов ночи и еще долгое время общался по телефону с продюсером, обсуждая детали концерта, который должен был пройти через несколько дней. Затем беседовал со своей подругой Джинджер Олден на предмет возможной помолвки.

Певец не мог заснуть, он принял снотворное и взялся читать книгу. Затем ближе к утру принял еще одну дозу таблеток и лег спать в ванной комнате, где была предусмотрена такая возможность. Около двух часов дня Джинджер обнаружила тело знаменитости, а в 16 часов "скорая помощь" официально зафиксировала смерть Элвиса Пресли.


Известно, что окружение Элвиса Пресли заработало на имени исполнителя миллионы долларов. Персонал после смерти музыканта активно давал представителям прессы интервью, публиковал свои воспоминания, покупал авторские права на некоторые композиции певца. Даже мертвый Элвис приносил умопомрачительный доход.

Согласно опросу, который проводился в США, большинство американцев называет Пресли символом ХХ века, настоящим воплощением сказки о Золушке.

Дискография

  • 1956 - Elvis Presley
  • 1956 - Elvis
  • 1958 - King Creole
  • 1960 - His Hand In Mine
  • 1961 - Something For Everybody
  • 1962 - Pot Luck
  • 1967 - How Great Thou Art
  • 1969 - From Elvis In Memphis
  • 1975 - Promised Land
  • 1976 - From Elvis Presley Boulevard, Memphis, Tennessee
  • 1977 - Moody Blue
  • Фильмография
  • 1956 - Люби меня нежно
  • 1957 - Тюремный рок
  • 1958 - Кинг Креол
  • 1960 - Солдатский блюз
  • 1961 - Дикарь
  • 1961 - Голубые Гавайи -
  • 1968 - Спидвей -
  • 1969 - Чарро! -
  • 1969 - Смена привычки

был человеком, изменившим популярную музыку ХХ века. Его творческое наследие огромно - до сих пор выходят диски с его записями, не издававшимися ранее. Он был разносторонне одаренным человеком - певцом, аранжировщиком, актером и спортсменом. Ему удалось осуществить Великую Американскую Мечту - "парень из трущоб" стал миллионером. Несмотря на пристальное внимание общества к Элвису, большинство людей видели лишь красивый образ, не догадываясь, что за человек скрывается под ним. И чем дальше уходит от нас ХХ век, тем загадочнее становится фигура простого паренька, покорившего своим голосом полмира.

Об Элвисе написаны сотни книг и тысячи статей, а два раза в год (в январе и в августе) его имя упоминается едва ли не чаще, чем любое другое. Даже самые завзятые недоброжелатели певца признают, что Пресли был фигурой, равная которой в мире поп-музыки в обозримом будущем вряд ли появится. Ну а для поклонников Элвис был и есть номер 1 на все времена. И дело не просто в слепом обожании - просто это тот редкий случай, когда в одном человеке соединились яркий талант, исключительная трудоспособность и невероятное везение.


From rags to riches


Начало жизни Элвиса, как и положено в классических историях такого рода, было скромным. По американским меркам, это была не просто бедность - нищета. Будущая легенда мировой музыки появилась на свет 8 января 1935 года в южном городке Тьюпело, Миссисипи, в маленькой хижине, ради приличия именуемой домиком. Такие дома назывались shotgun-house - они делались из фанеры, и хороший заряд из дробовика мог прострелить их насквозь. В таких домах жила беднота, не просто бедняки, а "белая рвань" - низший класс белых южан, люди, не способные, а главное, не особо желающие занять приличное место в обществе.

Надо сказать, что отец Элвиса, Вернон, вполне оправдывал данное определение - он перебивался случайными заработками. Когда Элвису исполнилось три года, отец угодил в тюрьму за подделку чека. Мать Элвиса, Гледис Пресли, была вынуждена переехать к родителям мужа. Когда спустя 8 месяцев Вернон вышел из тюрьмы, он, к его чести, не взялся за старое, но на приличную работу устроиться так и не смог, и семья постоянно перебиралась с места на место, считая каждый цент.

Вообще-то 8 января 1935 года у Гледис родились два сына, но брат-близнец Элвиса, которого назвали Джесси Гэрон, умер при рождении. Другого, выжившего ребенка назвали Элвисом - в честь среднего имени отца, Вернона Элвиса Пресли. Само имя Элвис имеет норвежские корни - в оригинале оно звучит как "Alvis". Для Америки 1930-х годов оно было крайне необычным. Позже, когда Элвис начал набирать популярность, многие поначалу посмеивались над таким странным именем, но в итоге оно сослужило певцу хорошую службу - мало найдется в мире людей, которых узнают только по имени, без добавления фамилии.

В Элвисе смешалась масса разных кровей - индейцы-чероки, ирландцы, шотландцы, немцы и англосаксы. Такая "горячая" смесь должна была рано или поздно проявить себя. Семья Элвиса была глубоко религиозной. На Юге, в самом фундаменталистском регионе Америки, во многих семьях знание Священного Писания было обязательным, а уж о том, чтобы не посещать церковь, не могло быть и речи. Религиозные песнопения здесь являлись неотъемлемой частью жизни, и маленький Элвис с юных лет проникся этими гимнами.

В возрасте 8 лет он победил на конкурсе юных талантов, а в 11 лет ему подарили первую гитару, на которой подросток играл как церковные гимны, так и простые баллады, причем для него не составляло труда со слуха воспроизвести любую мелодию, звучавшую по радио.

В 1948 году в жизни семьи произошло важное событие - родители Элвиса наконец-то перебрались из сельского захолустья Миссиссипи в город Мемфис, штат Теннеси. Семья сумела вырваться из бедности, но до уровня среднего класса все же не дотягивала. Элвис рос обычным подростком, каких в любом бедном районе любого американского города наберется 12 на дюжину - ходил в школу, играл в американский футбол, общался с девушками. Предстоящая жизнь виделась ему простой и незатейливой: как-нибудь выбиться в люди, а уж если повезет - то стать полицейским, уважаемым членом общества, олицетворением закона и порядка.

Закончив школу, Элвис устроился работать водителем грузовика в местную компанию. При этом юноша не забывал про свою страсть - музыку. И как-то летом 1953 года он завернул в местную студию звукозаписи, располагавшуюся на Юнион-авеню, дом 706, чтобы записать песенку в собственном исполнении. Стоило подобное развлечение не так уж и дорого, а пластинка с записью Элвису нужна была не тщеславия ради - он хотел преподнести ее в подарок матери.

Студией владел диск-жокей из Алабамы, некто Сэм Филипс. Студия (носившая неофициальное наименование Sun) не являлась профессиональной - Филипс делал любые записи по желанию заказчика: торжественную речь, свадебное поздравление, да все что угодно. Любой желающий мог прийти с улицы, заплатить 4 доллара и получить ацетатный диск со своим голосом. Но при этом Филипс мечтал найти какого-нибудь талантливого паренька, чтобы сделать из него звезду. И вот звезда появилась.

18-летнего парня с необычной манерой пения запомнила помощница Филипса и на всякий случай сделала пометку в блокноте. Позже она убедила босса, что к этому юному дарованию стоит приглядеться повнимательнее - что-то было в парне такое, не объяснимое словами, но, безусловно, цеплявшее слушателя. Летом 1954 года Филипс уговорил Пресли сделать несколько записей. Одна из них впоследствии превратилась в визитную карточку рок-н-ролла - блюз "That"s All Right", зазвучавший в совершенно новой обработке и исполненный мощным голосом, не похожий ни на белый, ни на черный, стал местным хитом.


I got lucky


В 1950-е годы на Юге Америки сегрегация пронизывала практически все сферы общества, в том числе и музыку. Была музыка белых и музыка черных. Внутри каждой из этих музыкальных областей существовали свои деления - были кантри-певцы, чью аудиторию составляли жители сельских районов, была поп-музыка, которую слушали в основном горожане, были различные формы джаза - и особого взаимопроникновения между ними не наблюдалось.

Элвис же взорвал существующий порядок вещей. Для белых его голос звучал совершенно по-черному, а негры-музыканты считали его пусть и странным, но белым. Для кантри Элвис был слишком блюзовым, а блюзменам резал уши его кантри-стиль. Но Сэм Филипс уже понял, что у парня будет успех - этот певец умудряется сочетать несочетаемое.

Группа Элвиса Пресли начала совершать небольшие локальные гастроли, играя в маленьких кабачках и принимая участие в сборных концертах. Но пока что певец оставался местной звездой, и его популярность ограничивалась несколькими штатами. Во время одной из гастролей восходящую звезду заприметил энергичный и хваткий делец от шоу-бизнеса Том Паркер, предпочитавший, чтобы его называли "Полковник" (традиционное почетное звание, принятое в некоторых местах на Юге). Если у него и был талант, то, безусловно, на то, чтобы делать деньги. Паркер почуял, что при правильной подаче и грамотном продвижении певец станет фигурой национального масштаба. И Паркер решил заняться Элвисом.

В 1955 году контракт певца со студией Sun был перекуплен звукозаписывающей фирмой RCA за беспрецедентную сумму - 40 тысяч долларов, из которых 5 тысяч предназначались лично Элвису. RCA также выкупила весь материал, который Элвис успел записать у Сэма Филипса, и начала энергично раскручивать новую звезду.

С 1956 года Элвис твердо встал на путь успеха. Первый золотой сингл, первый золотой альбом, первые строки в хит-парадах, появление на ТВ-шоу, первая роль в кино… За один год певец превратился из местной кантри-звезды в певца, популярного во всей стране. Америка начала проникаться духом Элвиса Пресли.

Обаятельный, харизматичный, талантливый молодой человек сводил молодежь с ума. Девушки на его концертах просто бесились - трудно подобрать иное слово для описания их реакции на появление Элвиса на сцене. Для молодежи он был олицетворением бунтарского духа - протеста против непонятно чего, но обязательно протеста. У Элвиса была особая манера держаться на сцене, его плавные и в то же время взрывные телодвижения в сочетании с притягательным голосом производили эффект разорвавшейся бомбы. Он был свободен, раскован и сексуален.

Старшее поколение, естественно, видело в этом угрозу миропорядку. Элвиса называли развратником и растлителем, воплощением непристойности, будившим в молодежи самые низменные инстинкты. Ниже пояса по ТВ Элвиса не показывали - уж больно неприличными считались его телодвижения в пуританской Америке 1950-х. "Долой хулигана", - кричали отцы и матери, "Элвис - это наше все", - вопили в ответ сыновья и дочери.

Сам же "развратник и хулиган" был таковым только на сцене. В жизни Пресли являлся примером всего, чем может гордиться правильная американская семья - юноша верил в Бога, был патриотом своей страны, не пил и не курил, к людям старшего возраста обращался исключительно "сэр" и "мэм" и очень расстраивался от того, что в нем видят какое-то исчадие ада, и не понимал почему - ведь он просто хотел дарить людям музыку.

Постепенно популярность Элвиса вышла за пределы США и распространилась по миру. В 1957 году The New York Times опубликовала статью "Записи Пресли - самая модная вещь в СССР", в которой рассказывалось, что песни Элвиса, записанные на рентгеновских фотоснимках, продаются на черном рынке в Ленинграде за 50 рублей.

От прошлой бедной жизни не осталось и следа - Элвис приобрел приличный особняк в Мемфисе, он мог позволить себе останавливаться в хороших отелях, за выступления и появления на ТВ ему платили огромные деньги, фильмы с его участием были чрезвычайно успешны. У Элвиса появилась многомиллионная армия поклонников, исправно покупавшая не только пластинки певца, но и разнообразные сувениры и атрибутику, так или иначе имевшую к нему отношение.


How"s the world treating you


И тут Элвису пришла повестка из армии! Оказалось, что Элвис Арон Пресли в первую очередь - гражданин своей страны, и только во вторую - идол подростков всей Америки, а посему, мистер солдат, будьте любезны явиться на сборный пункт. В стране поднялась волна протеста (Бетховенов, дескать, в армию брать нельзя!), и дело о призыве Пресли на действительную военную службу даже рассматривалось на самом верху, но певец решил отдать свой долг родине - мама, я должен служить как все.

Двухлетняя разлука с публикой, которая, казалось бы, должна была поставить крест на карьере певца, менеджеров Пресли не пугала - Элвис успел записать достаточно материалов, чтобы в течение этого времени аудитория его не забыла. Служба рядового 53310761 ничем выдающимся не запомнилась - Элвис так же, как и его сослуживцы, ходил в наряды и выполнял другие армейские обязанности.

Однако два события, произошедшие в это время, круто повлияли на жизнь Элвиса. Сначала умерла его мать - единственный человек, к которому Элвис был по-настоящему привязан. Некоторые биографы утверждают даже, что именно Гледис Пресли была единственной женщиной, которую Элвис любил всем сердцем, и потому никак не мог найти себе настоящую спутницу жизни. А во-вторых, во время службы в Германии (куда его часть перевели в 1958 году) Элвис познакомился с девушкой, которая впоследствии стала его женой.

В 1961 году из армии вернулся другой Элвис. Вместо бунтаря в телешоу Фрэнка Синатры появился приличный молодой человек, на которого старшее поколение взглянуло с одобрением. Изменился и репертуар - вместо ухарских рок-н-роллов на дисках появились баллады и популярные песни. Концертная деятельность прекратилась - вместо этого певец сосредоточился на кино.

В течение 1960-х годов Элвис снялся без малого в тридцати фильмах. Нельзя сказать, чтобы все они были полностью провальными, но большинство из них даже самый либеральный кинокритик к шедеврам киноискусства причислить бы не рискнул. Практически все ленты сводились к стандартному набору комедийных ситуаций, слабых и не запоминающихся песенок, и крупных планов, изображающих Элвиса со всех сторон - вот так он умеет водить машину, вот так он умеет плавать, вот так он поет, а вот так он целуется.

И это при том, что актерское дарование Элвиса отмечали даже его недоброжелатели. У певца были все задатки по-настоящему сильного актера, о чем свидетельствуют его ранние роли, и, повернись судьба по-иному, Элвис вполне мог бы взять "Оскара". Вместо этого он семь лет убил на дешевые киноподелки.

С 1963 года в поместье Элвиса в Грейсленде поселилась та самая девушка, с которой молодой солдат познакомился в Германии - Присцилла Болье. Пресса интересовалась - а что она там делает? А просто живет. Она ему не жена, но вроде как и не любовница - они просто живут под одной крышей, и им вроде бы хорошо друг с другом. Наконец в 1967 году мир облетела новость - Элвис и Присцилла поженились. Ровно через 9 месяцев (что особенно подчеркивалось прессой) у них родилась дочь, Лиза Мари Пресли.

Элвис и Присцилла прожили вместе 5 лет, что при том образе жизни, который вел Элвис, являлось невероятно долгим сроком. Потом Присцилла подала на развод, забрала дочь и ушла, поскольку ни ритма, ни привычек мужа выдержать не могла - она хотела, чтобы рядом с ней был пусть и выдающийся, но вписывающийся в некие средние рамки человек, а жить с ярким талантом ей оказалось не под силу.


Softly as I leave you


В 1968 году Америка пережила второе пришествие Элвиса Пресли. К тому времени его прежняя аудитория подросла и немного разочаровалась в былом кумире, а для нового поколения Элвис уже не был такой харизматичной фигурой, поэтому риск провала был велик. Однако программа NBC-TV Special обрушилась на Америку подобно урагану. Аудитория увидела нового Элвиса - повзрослевшего и возмужавшего, наполненного не юношеской энергией, но мощной силой зрелого человека. Серия концертов 1969 года подтвердила, что потенциал Элвиса все еще велик - именно в конце 1960-х - начале 1970-х годов, по мнению большинства критиков, Элвис записал свои лучшие вещи.

1970-е годы ознаменовались бесконечной чередой концертов. Порой за год певец давал их более 300, перелетая на самолете из одного городка Америки в другой. 14 января 1973 года Элвис дал свой знаменитый гавайский концерт - эту телепередачу посмотрело более 1 миллиарда зрителей. К слову, за высадкой астронавта Армстронга на Луну следило меньшее число народу.

Однако новая крайность менеджера Элвиса, полковника Паркера, - "Элвис на гастролях" вместо "Элвиса в кино" - оказалась такой же тупиковой. Да, залы неизменно полны, да, в любом месте певец имеет успех, но постепенно Пресли все сильнее проникается разочарованием. Развод с Присциллой стал для певца серьезной психологической травмой. Да и здоровье начало постепенно сдавать. К тому же изматывающий график гастролей вынуждал певца принимать различные препараты: стимуляторы и антидепрессанты.

16 августа 1977 года подружка Элвиса обнаружила его бесчувственное тело в ванной. Прибывшие медики констатировали смерть от острой сердечной недостаточности. Спустя некоторое время по радио прозвучало: "Элвис Пресли умер". Для Америки это был шок, сопоставимый разве что с сообщением о гибели президента Кеннеди - кто-то искренне опечалился, кто-то удивился, кто-то вообще не поверил, но его смерть никого не оставила равнодушной. 18 августа он был похоронен рядом со своей матерью. По иронии судьбы, они оба ушли из жизни в одном возрасте - 42 года.


Загадки


Практически сразу после смерти Элвиса возникли слухи, что он на самом деле не умер. Постепенно они стали неотъемлемой частью "американского национального фольклора" - к "достовернейшим" сообщениям о том, что Элвиса видели в том или ином уголке Америки, до сих пор относятся с понимающей усмешкой, поскольку таких сообщений насчитывается порой до 100 случаев в год. Однако кое-какие факты, действительно, заставляют скептиков задуматься...

Известно, что к середине 1970-х годов Элвис неоднократно говорил о том, что не прочь покончить с карьерой певца. Во-первых, он был сильно разочарован своей жизнью - проще говоря, он устал и хотел бы пожить как обычный человек, а не поп-идол, за которым жадно следят СМИ и зрители. Тем более, что дальнейшего взлета карьеры не предвиделось - какой уж тут взлет в 42 года, когда еженедельно приходится подкрашивать волосы, чтобы скрыть седину, а наметившуюся полноту не способны согнать никакие тренировки. Но уходить со сцены толстой развалиной такой человек, как Элвис, не мог - он был слишком горд для этого.

Во-вторых, у Элвиса были особые причины, чтобы попытаться "лечь на дно". Несмотря на внешний блеск и спокойствие, жизнь певца была в опасности. Незадолго до своей смерти Элвис ввязался в сделку с некой риэлторской фирмой, являвшейся прикрытием для одной из мафиозных структур, и потерял на этом более 10 миллионов долларов. Элвису стали приходить письма с угрозами, в том числе и в адрес его дочери. Так что у Элвиса были серьезные основания обратиться к правительству с просьбой о помощи - хотя бы для того, чтобы попасть под программу защиты свидетелей.

Не стоит забывать и то, что Элвис имел отношение к правоохранительным органам, а значит, мог использовать свои связи в этой среде для того, чтобы скрыться. Широко известен тот факт, что президент Никсон вручил Пресли знак федерального агента Управления по борьбе с наркотиками. Также известно, что у Элвиса были теснейшие связи с полицией - он состоял действительным заместителем шерифа Мемфиса и был почетным членом множества полицейских ассоциаций. С косвенной помощью Элвиса, например, в штате Теннесси было произведено несколько крупных арестов наркодельцов. Уже в середине 1990-х ФБР подтвердило, что в 1970-х годах в группе Пресли работал агент ФБР - правда, имя агента, естественно, названо не было.

Теоретически, вполне можно предположить, что на самом деле Элвис не умер, а смерть его была просто инсценирована. Тем более что обстоятельства этой смерти также вызывают некоторые вопросы.

На надгробном камне в Грейсленде имя Элвиса выбито с ошибкой: "Элвис Аарон Пресли", с двумя "а" в среднем имени. Между тем его имя было "Арон", и всю жизнь Элвис настаивал на написании с одним "а". Вряд ли отец Элвиса (скончавшийся только в 1979 году) был настолько небрежен, что позволил бы допустить подобную опечатку на могильном камне, будь сын действительно мертв.

Странности отмечались и на похоронах. Гроб Элвиса был необычайно тяжелым и весил около 400 килограммов. Даже если вес самого певца в конце жизни составлял 113 килограммов, на что же приходились остальные 300? Некоторые склонны объяснять это тем, что внутри гроба находилась мощная рефрижераторная установка, а в самом гробу лежала восковая кукла - при теннессийской августовской жаре такие меры вполне объяснимы.

Кузен Элвиса Джин Смит, хорошо знавший своего родственника, в интервью американской журналистке Гейл Брюэр-Джорджио рассказал, что отметил несуразность: у тела лежащего в гробу были пухлые, мягкие руки, без видимых повреждений. Между тем незадолго до 16 августа 1977 года Элвис повредил палец и был вынужден носить бандаж. К тому же известно, что Элвис был хорошим каратистом - вряд ли руки человека, всерьез занимавшегося боевыми искусствами, могут быть мягкие и пухлые.

Также существуют многочисленные свидетельства, что одна у тела, лежавшего в гробу, отклеилась одна из бакенбард. С покойниками, как правило, такого не происходит, а вот с восковым манекеном - вполне... Но, конечно, однозначно утверждать, что Элвис не умер, никто не может.


Другой Элвис


Образ Элвиса, растиражированный кино и телевидением, не соответствует тому человеку, каким певец был в реальности. Элвис на сцене резко отличается от Элвиса в жизни. В нем не было ничего грубого, ничего фальшивого. Люди, общавшиеся с ним близко, видели совершенно другого человека - доброго, мягкого, порой застенчивого. По свидетельству кузена Элвиса Билли Смита, "у Элвиса было золотое сердце. В нем было очень много теплоты".

Однако, как это всегда бывает с людьми известными, публику мало интересует, каков ее кумир на самом деле. Образ, созданный масс-медиа, куда завлекательней и интересней. И причина, как правило, одна - этот искусственно скроенный образ легче продать. Сегодня целлулоидный Элвис приносит гораздо больше денег, чем настоящий Пресли - при жизни. Именно поэтому фигура Пресли оказалась погребена под всевозможными слухами, сплетнями, домыслами, легендами и фантазиями.

Редко кто удосуживался вглядеться в настоящего Элвиса, человека с огромным творческим потенциалом. Помимо того, что он был великолепным певцом, он был также и отменным аранжировщиком. При работе в студии Элвису никогда не требовался музыкальный продюсер - его функции певец брал на себя. Элвис был потрясающе работоспособен и мог оттачивать песню по 20 или 30 раз, добиваясь нужного звучания.

Известно, что Элвис занимался каратэ. Но мало кто знает, что едва ли не половина его жизни была отдана этому виду спорта. Элвис неоднократно признавал, что именно каратэ помогло ему добиться такого успеха на сцене. Боевыми искусствами Элвис Пресли заинтересовался еще во время службы в армии, а после демобилизации познакомился с одним из выдающихся американских каратистов Эдом Паркером и до самой смерти оставался его учеником.

По свидетельству неоднократного чемпиона мира Билла Уоллеса, хорошо знавшего Элвиса, Пресли был каратистом очень приличного уровня, особенно если учесть, что певец постоянно разъезжал по стране и не имел возможности для регулярных тренировок. Того же мнения был и учитель Элвиса Эд Паркер, считавший что Пресли по любым меркам не зря носил черный пояс.

Еще одна черта Элвиса, как правило, остававшаяся вне сферы общественного внимания, - его духовность. В противовес тому, что писали о нем газеты ("Элвис не любит читать!") Элвис всерьез увлекался философией, историей и религией - только его личная библиотека по этим вопросам насчитывала более 100 книг, а всего, по подсчетам биографов, он прочитал более 1000 книг на эту тему - цифра более чем внушительная, учитывая его образ жизни, связанный с концертами, съемками и записями. И незадолго до своей смерти он читал не журнал "Плейбой", а книгу "Научные поиски лика Иисуса".

Наиболее ответственными своими записями Элвис считал не рок-н-роллы или баллады, а госпелы - религиозные песнопения. Элвис подходил к записи любой, даже самой пустяковой песни чрезвычайно серьезно, но в госпелы он в буквальном смысле слова вкладывал душу. Более того, именно госпелы он любил попеть, что называется, "для души". Именно за религиозный альбом "How Great Thou Art" ("Как ты велик, Господи") он получил свою первую премию Грэмми, чем чрезвычайно гордился (вторая "Грэмми" также досталась ему за альбом госпелов "He Touched Me" - "Он осенил меня").

В одной из бесчисленных статей, посвященных Элвису, его однажды очень удачно назвали "розовым бутоном" американской популярной культуры. Слово rosebud отсылает к фильму Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" о миллионере, личность которого осталась так никем никогда и не понятой. То же самое произошло и с Элвисом - миллионы людей видели красивого успешного певца в расшитом золотом костюме, раздаривавшего своим друзьям "Кадиллаки", но мало кто пытался понять, что стояло за этим образом на самом деле.

Впрочем, настоящий артист раскрывается до конца только в своем творчестве. Именно так он выражает себя, все свои сокровенные чувства и переживания, и только в творчестве можно увидеть, каким он был на самом деле. Поэтому существует только один способ попытаться понять настоящего Элвиса - слушать его песни.


Сергей Карамаев
Иллюстрированная история Рок-Музыки Паскаль Джереми

Элвис Пресли - Король Рок-н-Ролла

Elvis Aron Presley (Элвис Пресли) был первой суперзвездой рока и одной из немногих звезд музыкального мира, которых можно сравнить с полубогами Голливуда великой эры. Элвис был для рока тем, кем был для кино Кларк Гейбл. Оба они были колоссально популярны, оба возвышались над современниками, оба имели титул, присвоенный им коллегами, - титул "короля", и носили его с таким достоинством, словно он достался им по божественному праву.

Как и Гейбл, Пресли тоже был секс-символом - первым секс-символом рока. Настоящий секс-символ одинаково, хотя и по-разному, нравится обоим полам. Пресли добился этого, вызывая острое сексуальное возбуждение молодых женщин, не восстанавливая, в то же время, против себя их приятелей, любовников, мужей. Он был настолько триумфально мужественен, что эти приятели, любовники, мужья подражали ему, соревновались с ним. Покуда девушки корчились в судорогах и визжали, их приятели выгибали спины, выпячивали губы, щипали себе колени, приглаживали волосы и учились растягивать слова на южный манер. Оба пола признавали величие Элвиса и упивались им.

Элвис Пресли родился 8 января 1935 в городе Тупело, штат Миссисипи. В смысле экономическом, он родился в неподходящее время и в неподходящем месте. Спустя многие годы он скажет: «Мы жили, как говорят у нас, не на той стороне дороги. Но тогда «той стороны» в Тупело не было. С питанием у всех обстояло плохо. Мы не голодали, но порой были близки к этому».

В надежде на лучшую жизнь семья переехала в Мемфис, штат Теннеси. Но и тут было не легче. Они жили под постоянной угрозой голода, безработицы, болезней. Зато теперь Элвис оказался в нужном месте в нужное время - по крайней мере, в одном отношении. Если принять определение рок-н-ролла как черного ритм-энд-блюза, адаптированного для белых, то Мемфис являлся как раз той точкой, где сошлись оба ингредиента. Молодой человек, обладающий музыкальный слухом, имел здесь возможность услышать буквально все, что угодно - от непристойнейшего блюза до самой слюнявой сельской баллады. А у Элвиса был слух. Он внимательно слушал и впитывал все. В итоге это стало превращаться в серьезную проблему: он так много вобрал в себя, что мог петь в самых разных стилях и едва не сделался блестящим музыкальным пародистом. Его продюсер Сэм Филлипс не сразу обнаружил, что у Элвиса есть собственный стиль.

Элвис был нелюдимым ребенком. Возможно, это объяснялось тем, что его брат Джесси (они были двойняшками) умер при родах, и Элвис подсознательно ощущал одиночество. Понятно поэтому, что мать обожала своего выжившего сына, а он ее. Еще подростком он избрал свою, очень специфическую, манеру одеваться. У него было странное чувство цвета: он любил черные и ярко-розовые тона. Волосы у него были длинные (по тогдашним меркам), он смазывал их бриолином и зачесывал назад на манер «утиного зада». Лицо обрамляли легендарные бакенбарды.

Карл Перкинс , его современник, коллега и автор «Blue Suede Shoes», вспоминает, что своей индивидуальностью Элвис навлекал на себя насмешки окружающих: «Люди над ним смеялись… называли неженкой. Ему было очень трудно в те дни». А между тем, сам того не ведая, он культивировал имедж, который вскоре стала яростно копировать молодежь всего мира.

Петь он начал в церкви. Там он исполнял нечто вроде белого госпела. Ему нравилось наблюдать, как вдохновенные проповедники приводили свою паству в молитвенный экстаз, взвинчивая голос, хлопая Библией по кафедре и угрожая муками ада. Он учился своему ремеслу путем осмоса, вбирая через поры все это.

К 18 годам шофер грузовика Элвис Пресли уже почти созрел для новой роли. История встречи с человеком, сыгравшим роль катализатора в его судьбе, могла бы показаться выдумкой рекламной машины, если бы не была чистой правдой.

Элвис хотел записать на пластинку две песни и подарить ее матери на день рождения. С этой целью он пришел в маленькую студию в Мемфисе. Поборов робость, он толкнул дверь и оказался лицом к лицу с Марион Кайскер, секретаршей. Она позвонила шефу, и через несколько минут Элвис Пресли и Сэм Филлипс стояли рядом в студии записи - в первый, но далеко не последний раз.

Элвис спел «My Happines» («Мое Счастье») из репертуара группы Ink Spots и «That`s When Your Heartaches Begin» («Вот Когда Сердце Начинает Ныть»). Филлипсу показалось, что в этом голосе что-то есть - ничего такого особенного, просто некоторое своеобразие. Да еще с негритянскими обертонами.

Ничего сверхъестественного пока не произошло. Элвис был еще там, а Сэм Филлипс все думал о том звуке, который ему никак не удавалось перенести на пленку. Он пробовал Пресли на песнях самого разного стиля, и старательный парень, будучи хорошим подражателем, прекрасно справлялся с любым стилем.

Открытие уникального «звука Пресли» произошло в точности так, как это изображено в его многочисленных низкопробных фильмах. Разум подсказывает: не верь - однако столько людей подтвердило правдивость этой истории, что приходится верить.

Филлипс продолжал испытывать Пресли и наконец решил попробовать его на блюзе. Он выбрал песню Артура «Биг Боя» Крадапа (Arthur «Big Boy» Crudup) «That`s All Right (Mama)» («Все В Порядке (Мама)»). Они работали долго, но так и не смогли добиться того, чего хотелось Филлипсу. Объявили перерыв, отключили микрофоны. Теперь Пресли и его музыканты Мур и Билл Блэк могли передохнуть, однако Пресли не стал отдыхать, он был на взводе: взял гитару и, не стесняемый никакой аппаратурой, начал петь «That`s All Right». Голос его звучал легко и свободно, а тело двигалось в такт музыке. Мур и Блэк подхватили припев и все трое, как говорится, завелись. В этот момент вернулся Филлипс и, пораженный, застыл на месте. «Что это, черт подери?» - воскликнул он. Мур: «Не знаем». Филлипс: «Ну-ка, давайте все сначала. И не теряйте этот звук! Мы запишем его».

Итак, Филлипс, наконец, поймал искомый саунд. Отчего же ему и Пресли понадобилось столько времени, чтоб прийти к блюзу - ведь Филлипс знал, что Элвис любит блюз и таких артистов, как Крадап? Ответ содержится в одном из интервью Элвиса, которое он дал несколько лет спустя. «Меня осуждали за любовь к блюзу, - сказал он, - а в Мемфисе блюз считался духовной музыкой. Впрочем, меня это никогда не беспокоило».

На расистском Юге было не принято, чтобы белый парень пел блюз. Зная об этом, Филлипс в тот вечер заставил Пресли записать еще, на всякий случай, вполне приемлемый номер «Blue Moon Of Kentucky» («Голубая Луна Кентукки»).

Сделав запись, Филлипс понес ее на местные радиостанции. Реакция была забавной: когда он принес блюзовую песню на негритянскую станцию, там спросили: «Кто этот кантри-бой?» А когда он принес «Голубую Луну» на радиостанцию кантри, там не могли понять, зачем черный парень берется за их песни!

Так или иначе, «That`s All Right» зазвучала в эфире. Ее стали покупать, и вскоре фирма Phillips» Sun Records заимела солидный местный хит. Имя Пресли стало известно на Юге. Самое престижное кантри радиошоу «Grand Ole Opry» пригласило его на пробное прослушивание… и отвергло: возможно, из-за тех самых негритянских обертонов. Однако, другое известное шоу «Louisiana Hayride» сочло его вполне подходящим и заключило с ним годовой контракт. Помимо того, он разъезжал в это время по всему Югу и выступал на концертах под псевдонимом Hillbilly Cat (Деревенский Кот). Его первое крупное выступление состоялось в августе 1954, в зале Overton Park Shell Auditorium в Мемфисе. «Я делал быструю вещь из первой пластинки, - вспоминал он, - в зале стоял шум, гам, визг… Я вышел за кулисы и там кто-то сказал мне, что публика орет оттого, что я вихляю бедрами».

Вскоре он понял, что уровень шума в зале находится в прямой зависимости от интенсивности его вихляний. Чем больше он вихлял бедрами, тем пронзительнее были крики. И он завихлял вовсю.

Все это происходило в провинции и так бы там и осталось, если бы Пресли не нашел толкового, энергичного менеджера. У Сэма Филлипса просто не было средств, чтобы вывести Пресли на общенациональный уровень. Впрочем, он, кажется, и не очень стремился к этому.

Здесь надобно сказать пару слов о Сэме Филлипсе . Это примечательная личность, обладавшая поразительным чутьем на таланты. Наряду с Фридом, он был повивальной бабкой рок-н-ролла. Кроме Пресли, он открыл также Джерри Ли Льюиса, Джонни Кэша, Карла Перкинса и Роя Орбисона. Никто из них не остался с ним, хотя все они продолжали развиваться и добились широчайшей известности. Его это, видимо, не особенно расстраивало. Он продавал своих потенциальных звезд людям, которые делали из них суперзвезд, и спокойно возвращался к своим заботам. Он никогда не стремился попасть в «первую лигу». До Пресли он занимался черными артистами и именно ему мы обязаны ранними записями таких музыкантов, как Howlin Wolf, B.B.King и Ike Turner. Он уступил их более крупным компаниям, предоставив им идти на риск и пожинать плоды. Филлипс мог бы сколотить миллионы на талантах, прошедших через его студию, но он просто не думал о таких вещах. Джерри Ли Льюис однажды сказал о нем: «Сэм ненормальный… Ему бы побольше здравого смысла».

Итак, Элвису был нужен менеджер, который бы вытащил его из провинциальной глуши. Им стал полковник Том Паркер . За несколько месяцев он превратил Элвиса из местной знаменитости в суперзвезду национального масштаба. Паркер, несомненно, был хорошим бизнесменом и, кроме того, он был необычайно привязан к своему подопечному. Конечно, он творил чудеса, но, по собственному его признанию, он «продавал превосходный продукт».

Сэм Голдвин, наиболее колоритная фигура среди продюсеров Голливуда, однажды заметил: «Продюсеры не делают звезд. Их творит Бог, а потом публика признает то, что он сотворил». В случае с Пресли все обстояло именно так. К 55-му году, когда Паркер стал его менеджером, Элвис уже нашел свой стиль, создал свой имедж, и полковнику оставалось лишь заключать выгодные контракты и показывать своего протеже как можно большему числу зрителей - остальное сделала sex chemistry (сексуальная химия).

До крупных Нью-Йоркских компаний уже дошли слухи о замечательных талантах Пресли. Стив Шульц из фирмы RCA, услышав «That`s All Right (Mama)», запомнил имя исполнителя и стал следить за дальнейшим ходом событий. А события были таковы, что ряд фирм начал проявлять интерес к контракту Пресли с San, но никто не знал, сколько он стоит. Переговоры вел Паркер. В конце концов, RCA купила у San контракт с Пресли за $40000. Сегодня эта сумма кажется мизерной, но для того времени она была беспрецедентной. Еще не было случая, чтобы так высоко оценили молодого певца, не имевшего ни одного общенационального хита. И Стива Шульца терзали сомнения, не совершил ли он ошибку.

Ошибки не было. Как заметил один комментатор, «одежда Элвиса, клок волос, намазанный бриолином, его баки, будуарные глаза, ухмылки и вихляния - все это неотразимо действовало на девочек». Никто никогда дотоле не оказывал на публику такого взрывного воздействия. Синатра вызывал визги и обмороки, Джонни Рэй получил свою долю шумного поклонения, но Пресли превзошел всех: на его концертах публика просто бесновалась.

Как-то раз, в самом начале карьеры Элвиса, на одном концерте с ним выступал Пат Бун - в то время крупная звезда, исполнявшая стерилизованный рок-н-ролл. Спустя 20 лет, в интервью журналу Rolling Stone он поделился воспоминаниями об эффекте Пресли: «Мы впервые встретились на концерте в Кливленде. Я был гвоздем программы, то есть выступал после Элвиса. С тех пор мне никогда не хотелось петь после него. Хорошо еще, что у меня тогда был крупный хит, это меня и спасло. Иначе я бы совсем пропал».

Уже в 1954 Пресли испытал на себе безумие поклонения. В Джексонвилле, Флорида, девицы едва не стащили его со сцены. Они стянули с него туфли, разодрали пиджак и порвали правую штанину брюк.

В начале 1956 Элвис Пресли был #1 в американском хит-параде с песней «Heartbreak Hotel» («Отель Разбитых Сердец»). Это было началом самой фантастической и самой успешной сольной карьеры в современной поп-музыке. И это было началом эры рока.

С того момента Элвиса было невозможно остановить, несмотря на то, что родители, проповедники, представители власти, критики, старые звезды и моголы масс-медиа ненавидели его. А возможно, и благодаря этому. Они злопыхательствовали, бранили его на чем свет стоит, сжигали его чучела и пластинки - но остановить не могли.

ЕРЕВАН, 13 апр - Новости-Армения. Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) - праздник единомышленников, для которых это направление стало не только музыкой но и стилем и образом жизни.

Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее для него основой произошло днем ранее: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл "Rock Around The Clock", ставший знаковым в новом музыкальном направлении и облетевший все континенты, бросив вызов обществу и традициям.

До этого, еще в середине 20 века, в послевоенный период, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода - спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом.

Ко дню Всемирного дня рок-н-ролла агентство "Новости-Армения" вспоминает семь бессмертных хитов.

Билл Хейли – "Rock Around the Clock", 1954 год

"RockAroundtheClock" – можно назвать одним из первых рок-н-ролльных хитов. Популярнейший во всем мире хит написали немолодые авторы Макс Фридман и Джеймс Майерс, а исполнил 28-летний Билл Хэйли, который мало походил на юношу или бунтаря. Сингл вошел в "Книгу рекордов Гиннеса" как один из самых продаваемых.

Успеха песня добилась не сразу – сначала она мало кого заинтересовала. Но через год после записи песня прозвучала в одном молодежном фильме и стала настоящим хитом.



Карл Перкинс – "Blue Suede Shoes", 1955-1956 годы

Песня, кавер-версию которой когда-то исполнил Элвис Пресли, написал бедный мальчишка Карл Перкинс, учившийся играть на самодельной гитаре, сделанной из сигарной коробки, швабры и проволоки.

Песня мгновенно стала хитом, тем не менее, сам Перкинс недолго наслаждался успехом по ряду причин: автомобильная авария, долгое восстановление. Потом Пресли перепел его песню и настоящего автора в США постепенно забыли.

В Англии же Перкинса встретили с восторгом – оказалось, что там его помнят и любят не только рядовые меломаны, но и молодые, хотя уже дико популярные "битлы".



Элвис Пресли – "Hound Dog", 1956 год

Говоря о рок-н-ролле, первое, что приходит на ум любого человека – это образ Элвиса Пресли. Продюсер певца Сэм Филлипс считал, что образ новой музыки лучше всего выразит белый музыкант с "голосом и душой чернокожего". Такого парня он нашел в молодом водителе грузовика Элвисе Пресли.

Сам Элвис не писал музыку. Он был не первым исполнителем песни "HoundDog"– изначально ее написали для блюзовой исполнительницы Биг Мамы Торнтон, потом перепели несколько кантри-групп, затем в рок-н-ролльной манере исполнила команда Freddie Belland the Bellboys, и только после этого песню прибрал к рукам Пресли. Забавно, что во всех чартах эта песня проходила в трех категориях: "поп", "кантри" и "ритм-энд-блюз", потому что рок-н-ролльной категории тогда еще не существовало.



Литтл Ричард – "Tutti Frutti", 1955 год

Литтл Ричард нескромно назвал себя основателем, королем и архитектором рок-н-ролла, оставив Элвису Пресли скромную роль "строителя".

Литтл Ричард был идеальным бунтарем - чернокожий певец с неподражаемым сценическим образом и неистовым поведением на сцене. Песню, которая стала классикой рок-н-ролла, он продал звукозаписывающему лейблу всего за 50 долларов.



Джерри Ли Льюис – "Whole Lotta Shakin’ Goin’ On", 1957 год

Джерри Ли Льюис – уникальный человек, который умеет петь, играть на рояле и танцевать одновременно. Его творческая биография знала много падений и скандалов, что не мешает музыканту до сих пор порой давать концерты.

Записанная им песня "Whole Lotta Shakin’ Goin’ On" заняла первые места в хит-парадах одновременно как "ритм-энд-блюз" и "кантри". А это смешение и есть настоящий рок-н-ролл.



Чак Берри – "Johnny B. Good", 1958 год

По версии фильма "Назад в будущее" эта песня появилась благодаря временной петле. Марти сыграл ее на выпускном вечере своих родителей, а один из слушателей в этот момент позвонил по телефону и сказал собеседнику: "Чак, ты искал новый звук? Послушай вот это!"

Эта песня – одна из самых веселых и задорных в космическом масштабе. Серьезно, ученые даже послали ее за пределы Солнечной системы, записав на Золотой пластинке "Вояджера" вместе с другими образцами человеческой культуры.



The Beatles – "Rock And Roll Music", 1964 год

Для многих людей в мире рок-н-ролл ассоциируется с знаменитой ливерпульской четверкой. То, что в Старом Свете все идет с некоторым запозданием, пошло на пользу музыке. И хоть "Rock And Rol lMusic" – это кавер песни Чака Берри, "битлы" исполнили его с удивительным драйвом и артистизмом.-0-

Элвис Пресли появился на свет в городке Тьюпело, штат Миссисипи, 8 января 1935 года, в бедной семье Глэдис и Вернона Пресли. Когда отца посадили за подделку чеков, семейное положение еще больше усугубилось. В детстве Пресли проявлял способности к пению, поэтому родители отдали сына в церковный хор. Религия и музыка стали неотъемлемой частью ранних лет его жизни.



В 11 лет за исполнение на конкурсе песни "Old Shep" Элвис получил свою первую награду. Родители пообещали сыну купить велосипед, но денег не хватило, и они подарили ему гитару. Он самостоятельно выучил аккорды и вскоре уже играл популярные хиты.

В 1948 году семья в поисках работы перебралась в Мемфис. Элвис начал активно интересоваться популярной музыкой. Он слушал традиционную эстраду, кантри, а также увлекся афроамериканской музыкой – блюзом. Пресли часто ходил слушать игру черных блюзменов.

В 1953 году, окончив школу, Элвис стал подрабатывать водителем грузовика. В то же время он не бросил заниматься музыкой. Как-то Пресли проходил мимо звукозаписывающей студии Сэма Филлипса и решил зайти. За 8 долларов он записал две песни, которые были отпечатаны в одном экземпляре. Долгое время он говорил, что записал пластинку ко дню рождения матери, хотя позже признался, что хотел услышать, как будет звучать его голос в записанном варианте.

Пресли окончательно решил стать музыкантом, но никак не мог определиться, в каком жанре ему петь. Он даже подумывал исполнять церковные гимны, но затем отбросил эту идею. Через год Филлипсу потребовался вокалист, и он вспомнил о Пресли. Вместе с контрабасистом Биллом Блэком и гитаристом Скотти Муром они составили трио "Blue Moon Boys".

Сначала у парней ничего не получалось. Их песни в стиле кантри звучали невыразительно, и тогда музыканты изменили ритм. Услышав блюзовую песню Артура Крадапа "That"s All Right" в новом звучании, Сэм Филлипс пришел в восторг. Он попросил повторить эксперимент, только теперь с композицией Билла Монро "Blue Moon Of Kentucky". Эффект был потрясающим и, можно сказать, ошеломил музыкантов. Так родился рок-н-ролл.

Всемирная популярность

Слушатели и критики не сразу восприняли новую музыку. Слишком она была революционной. Летом 1954 года Пресли в составе "Blue Moon Boys" начал давать концерты в Мемфисе, а чуть позже его стали крутить на радиостанции. Но известность музыканту обеспечили именно его выступления на сцене. Его характерная хореография, которая заключалась в неистовом раскачивании бедер вместе с эмоциональными движениями рук, постепенно стала приобретать популярность.

В 1955 году Элвис подписал контракт с компанией "RCA Records", а после выхода чувственной композиции "Heartbreak Hotel", проснулся знаменитым. Сингл занял 1 место в американских чартах и разошелся в количестве более 1 миллиона экземпляров. Следом был выпущен альбом "Elvis" (1956), который впервые в истории тоже перевалил миллионную отметку. Последовали первые телевизионные выступления Пресли, вызвавшие восторг у миллионов подростков и шок у старшего поколения. Музыка, движения, манеры и одежда музыканта – все было непохоже на тогдашних исполнителей кантри. Своей музыкой и своим поведением Элвис Пресли перевернул представление об эстраде.

Лучшие дня

Успех Элвиса в музыке проложил ему дорогу в Голливуд. Его продюсер Том Паркер незамедлительно воспользовался популярностью музыканта и заключил контракт со студиями "Paramount" и "20th Century Fox". В 1956 году вышел первый фильм с участием Пресли "Люби меня нежно", а через год "Тюремный рок" и "Любить тебя".

В 1958 году Элвиса Пресли призвали в армию. Его отправили в Германию, предоставив хорошие условия проживания. В свободное время он посещал Италию и Францию, покупал автомобили и даже записывался в студии. В Германии Пресли встретил Присциллу Булье, отношения с которой вскоре переросли из дружеских в любовные.

После демобилизации Элвис вернулся в США, где записал альбом "Elvis Is Back!" (1960), считающийся одним из лучших в творчестве музыканта. Тем не менее, его музыкальная деятельность постепенно отходила на второй план, уступая место кино. В 60-е годы Элвис практически не давал концертов и не записывал песни, исполняя композиции преимущественно в кино. Картина "Голубые Гавайи" (1961) собрала огромную кассу, сделав музыканта невероятно популярным. В 1967 году Пресли женился на Присцилле, а через год у них родилась дочь Лиза-Мари.

Невероятная "битломания", охватившая Америку, уменьшила популярность Элвиса. Это заставило музыканта вернуться к истокам его творчества. И, как оказалось, не зря. Альбом "From Elvis In Memphis" (1969), исполненный в стиле блюз и соул, вернул к Пресли интерес публики.

В 1969 году Элвис впервые за 8 лет сыграл концерт, а через некоторое время объявил о мировом турне. Его выступления в ослепительно белых костюмах с украшениями и стразами сформировали имидж музыканта, который и по сей день остается узнаваемым и имитируемым. В 70-х годах Пресли много гастролировал, отдавая большую часть денег на благотворительность. В период с 1969 по 1977 год музыкант отыграл в США более 1100 концертов.

Личная жизнь короля рок-н-ролла складывалась не так хорошо, как карьера. В 1972 году Присцилла бросила Элвиса, заявив, что он не уделял ей должного внимания. Пресли завел себе новую подругу Линду Томпсон, а с 1976 года стал встречаться с Джинджер Олден.